Антитеза
АНТИТЕЗА (греческий ?ντ?θεσις - противоположение), в риторике и поэтике - контраст, оттенение основного образа с помощью вспомогательного, противоположного ему («ученье - свет, неученье - тьма»). Обычно, как в этом примере, сопровождается параллелизмом.
Один из древнейших приёмов выразительности, подробно разработан античной риторикой, особенно популярен в эпохи барокко и романтизма (В. Гюго). В прямом значении, стилистическом, в антитезе различалось несколько вспомогательных фигур (смотри Тропы и фигуры речи): развёрнутое сравнение («Ты богат, я очень беден...» - «Ты и я» А. С. Пушкина, 1817-20 годы), различение («Хитрость он звал умом, наглость отвагой...»), выворачивание (антиметабола: «Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»), оксиморон («Я царь, я раб, я червь, я бог» - «Бог» Г. Р. Державина, 1784 год). В расширенном значении об антитезе говорится также применительно к контрасту идей (писаный и неписаный закон в «Антигоне» Софокла), образов (Онегин и Ленский в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина), сюжетных линий (судьба Анны и судьба Китти в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого).
М. Л. Гаспаров.