Антокольский Марк Матвеевич

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк МатвеевичАНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Moрдух Матысович) [21.10(2.11).1843, Вильно, ныне Вильнюс - 9.7.1902, Бад-Хомбург, Германия; похоронен в С.-Петербурге], российский скульптор, академик (1871) Петербургской Академии Художеств. Учился там же (1862-68) у Н.С. Пименова и др., затем в Академии Художеств в Берлине (1868). Жил в Санкт-Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Под воздействием В. В. Стасова и И.Н. Крамского сблизился с передвижниками, участвуя в выставках ТПХВ и став главным выразителем эстетической программы передвижников в скульптуре.

Для ранних рельефов Антокольского (из дерева и кости), воспроизводящих типажи еврейского «местечкового» быта, характерен согретый тёплым юмором жанровый натурализм («Портной», 1864; «Скупой», 1865). Позднее прославился произведениями на тему русской истории - станковыми и монументальными фигурами из бронзы или мрамора, соединяющими бытовое правдоподобие с глубокими историко-философскими обобщениями. Наиболее известны его задумчиво-мрачный «Иван Грозный» (1870-71), горделивый «Пётр I» (1872; отливки установлены в качестве памятников в Петергофе, Таганроге и Архангельске). Среди других исторических портретов Антокольского - «Ярослав Мудрый» (горельеф, 1888-89), «Нестор-летописец» (1889-90) и «Ермак» (1891). С годами в искусстве Антокольского нарастали черты символизма, он всё чаще создавал композиции не эпического, а психологического склада; изменялся и характер моделировки, стремящейся сделать «мыслящим» сам материал (обычно мрамор). Таковы «Христос перед судом народа» (1874-76), «Спиноза» (1882), знаменитый «Мефистофель» (1883), воплотивший мрачное одиночество мятежного разума, «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887), а также «Сон» (1899). Исполнил ряд надгробий: М. А. Оболенской в Риме (1875-77), Ф. М. Дмитриева (с фигурой сидящего Христа; 1888, ныне в Донском монастыре в Москве), С. Я. Надсона в С.-Петербурге (1891); также портретные бюсты — В. В. Стасова (1872-73), И. С. Тургенева (1880) и др. В своих статьях и письмах (изданы под редакцией Стасова в 1905 году) призывал к искусству духовно преображающему, резко критикуя материализм современной цивилизации.

Реклама

Лит.: Кузнецова Э.В. М. М. Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989; М. Антокольский (Кат.). СПб., 1994.            

М.Н. Соколов.