Антониони Микеланджело

АНТОНИОНИ (Antonioni) МикеланджелоАНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (родился 29.9.1912, Феррара), итальянский кинорежиссёр, сценарист. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. С 1940 года сотрудничал в журнале «Cinema», став одним из теоретиков неореализма. В 1942 году ассистент М. Карне (фильм «Вечерние посетители»). Дебютировал неореалистическим документальным фильмом «Люди с реки По» (1947 год). Первый игровой фильм - «Хроника одной любви» (1950 год). Успех принёс фильм «Подруги» (1955 год, премия Международного кинофестиваля в Венеции).

Подлинный триумф и мировое признание связаны с тетралогией: «Приключение» (1960 год, премия Международного кинофестиваля в Канне), «Ночь» (1960 год; главная премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Затмение» (1961 год; премия Международного кинофестиваля в Канне), «Красная пустыня» (1964 год, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции). Антониони расширил проблематику неореализма, исследуя психологию человека эпохи послевоенного экономического бума. В центре внимания Антониони - болезни современного общества: эмоциональная усталость, духовное омертвение, тотальная разочарованность и, как следствие, одиночество людей, их неспособность к созиданию. Антониони создал свой кинематографический язык, для которого характерны графичность внутрикадрового построения, тягучая замедленность повествования. Внешний мир в его фильмах - проекция мира внутреннего. Метафорой одиночества, душевной опустошённости становятся долгие панорамы пустынных улиц, унылых стен, городских окраин, на фоне которых человек выглядит бесприютным, потерянным (Антониони называли «певцом некоммуникабельности»). Автор сценариев к своим фильмам, соавтор сценариев к фильмам «Трагическая охота» Дж. Де Сантиса (1947 год), «Белый шейх» Ф. Феллини (1952 год), писал для режиссёров А. Блазетти, Р. Клемана и др. В фильме «Фотоувеличение» («Blow up», 1967 год; главный приз Международного кинофестиваля в Канне) поставлен сущностный вопрос - способно ли искусство постичь правду.

Реклама

В 1970-е годы в игровом и документальном кино Антониони обратился к социально-политической проблематике: «Забриски Пойнт» (1970 год), «Китай» (1972 год), «Профессия: репортёр» (1975 год). В 1980 году снял телевизионный фильм «Тайна Обервальда», в котором пытался добиться новых художественных эффектов, используя цифровые технологии. Вернувшись к излюбленным темам в фильме «Идентификация женщины» (1982 год), режиссёр обнаружил исчерпанность своей эстетики 1960-х годов. После тяжёлой болезни только в 1997 году вместе с В. Вендерсом Антониони снял фильм «Там, за облаками» по собственным рассказам 1960-х годов из сборника «Тот кегельбан над Тибром» («Quel bowling sul Tevere», 1983 год). В 2004 году поставил новеллу в фильме «Эрос». Премия Международного кинофестиваля в Канне за вклад в киноискусство (1982 год), премия «Оскар» за творчество (1997 год).

Соч.: Антониони об Антониони. М., 1986.

Лит.: Туровская М. И. Да и нет. М., 1966; Lyons R. J. М. Antonioni’s neo-realism. N. Y., 1976; Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Тал., 1994.

Л. А. Алова.