Антоний Великий
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский) (Αντ?νιος о Μ?γας) (около 251 - около 356), преподобный, по церковному преданию, основатель христианского монашества. Сведения о нём содержатся главным образом в его житии, написанном епископом Афанасием Великим. Родился в селе Кома (ныне Киманэль-Аруз близ г. Эль-Васта, Египет) в семье зажиточных христиан-коптов. После смерти родителей, в возрасте 18-20 лет, услышав в церкви евангельские отрывки о духовном совершенстве (Мф. 19:21; 6:34), решил вести аскетический образ жизни. Раздав имущество, сначала жил возле своего села, затем удалился в гробницу, где, согласно житию, был искушаем дьяволом (этот сюжет впоследствии стал популярен в западноевропейской культуре). Около 285 года поселился в заброшенном укреплении и жил затворником около 20 лет. Постепенно на горе Пнспир (ныне Дейр-эль-Меймун) вокруг Антония Великого образуется поселение монахов. Дважды (около 308 и около 337/338) Антоний Великий посетил Александрию во время гонений язычников и ариан. Есть сведения о его путешествии на Нитрийскую гору и основании вместе с Ун-Амуном Египетским монашеского поселения в Келлиях (Нижний Египет). Около 313 года Антоний Великий с двумя учениками переселился в горный район так называемой Восточной пустыни, где находится монастырь, позднее названный в его честь (монастырь Святого Антония; арабский Дейрэль-Каддис-Антван). Там Антоний Великий жил до конца своих дней.
Реклама
В современной науке принято полагать, что Антоний Великий не был первым монахом, он снискал себе славу «отца монашества» благодаря широкой популярности его жития, переведённого на многие языки (латинский, сирийский, коптский и др.), и последующей церковной традиции. Однако имя Антония Великого, по мнению священника С. Лобачевского, «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины»; его жизнь явилась примером жития первого монаха и образцом для подражания многочисленным подвижникам как в Египте, так и за его пределами. Известно, что ученики Антония Великиго после его кончины подвизались в монастырях Нижнего Египта, среди них был и преподобный Макарий Великий, основатель монашеской жизни в Скиту (ныне Вади-эн-Натрун). Большой духовный авторитет, которым пользовался Антоний Великий у последующих поколений монахов, засвидетельствован более поздними агиографическими источниками.
Под именем Антония Великого сохранился ряд посланий (в арабском корпусе - 20), принадлежность которых Антонию Великому остаётся спорной.
Память 17 января.
Иконография. Наиболее раннее предполагаемое изображение Антония Великого - на терракотовой ампуле 4-6 века (Британский музей, Лондон). Он изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, в куколе, со свитком, иногда с посохом, завершённым Т-образной рукоятью (в западноевропейском и поствизантийском искусстве), часто среди других святых. Сцены из жития Антония Великого включены в Минологий Василия II (976-1025); им посвящены фрески в базилике Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия; 12-13 века). В византийской традиции житийные иконы Антония Великого встречаются редко, в основном в поствизантийский период, среди произведений художников критской школы (икона «Святой Антоний с 10 сценами жития», начало 16 века, Византийский музей, Афины). В Западной Европе с 10 века особой популярностью пользовался сюжет «Искушение святого Антония» (фрески атриума церковь Санта-Мария-Антиква в Риме, 10-11 века). Его разрабатывали М. Грюневальд, А. Дюрер, М. Шонгауер, И. Босх, П. Брейгель Старший, позднее А. Карраччи, Я. Тинторетто, С. Роза, Дж. Креспи. В искусстве 20 века эта тема привлекла художников модерна (М. Бекманн, О. Редон) и сюрреалистов (М. Эрнст, С. Дали).
Лит.: Стефан (Лобачевский), священник Святой Антоний Великий: (Его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906; Кörte С. Antonius der Einsiedler in Kult, Kunst und Brauchtum Westfalens. Westfalen, 1952; Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine. Р., 1994; Trebbin Н. Sankt Antonius: Geschichte, Kult und Kunst. Fr./М., 1994; Rubenson S. The letters of St. Antony: monasticism and the making of а Saint. Minneapolis, 1995.
И. Л. Бусева-Давыдова.