Антропологическая Школа Уголовного Права

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА, направление в теории уголовного права, утверждающее, что преступность - явление биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. Возникла в 1870-е годы. Основоположник - итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо (отсюда другое название - ломброзианство); он считал, что преступник - это особый биологический тип: тот или иной человек рождается преступником и не может быть исправлен. Ч. Ломброзо и его последователи (итальянские учёные Э. Ферри и Р. Гарофало) на основе многочисленных измерений и описаний выделили якобы присущие преступникам характерные черты - так называемые стигматы преступности (для убийц, например, характерны большие скулы и челюсть, длинные зубы, тонкие губы, орлиный нос; ворам присущи бегающие глаза, редкая борода; у совершающих половые преступления - толстые губы, длинные волосы и так далее).

Появление антропологического направления в уголовном праве было связано с ростом преступности, особенно профессиональной, и неспособностью представителей классической школы уголовного права предложить необходимые меры для борьбы с ней. Исходя из теории врождённого и неисправимого преступника, Ч. Ломброзо и его последователи предлагали упразднить суд и заменить его специальными административными органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности (но не наказания), которые должны быть применены к нему.

Реклама

Особенно ярко проявилась эта теория в оценках и рекомендациях в связи с революционной борьбой 19 века. Например, в книге Ч. Ломброзо и Р. Ласка «Политическая преступность и революция» (1890 год) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны были прирождёнными преступниками. Чисто биологическими причинами объяснялась женская преступность и проституция. Теория Ч. Ломброзо и его последователей широко использовалась в фашистской Германии для обоснования массовых убийств и репрессий в целях безопасности.

Под влиянием критики антропологическая школа уголовного права претерпевала изменения. Так, со временем Ч. Ломброзо стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов. В рамках антропологической теории возникали новые течения и направления (так называемое неоломброзианство), но в целом концепция антропологической школы уголовного права сохраняла свою биокриминальную сущность.

Многочисленные научные исследования опровергли воззрения представителей антропологической школы. Тем не менее, её идеи используются в различных биологических и биолого-психологических теориях причин преступности. Делается, например, попытка объяснить причины преступности с чисто генетических позиций, в частности, путём использования «близнецового» (установление общности судеб у близнецов-преступников на основе схожести их генетической структуры) и «хромосомного» (наличие у некоторых мужчин такой хромосомной аномалии, как «лишней» мужской хромосомы) методов.

С точки зрения современной юридической науки для понимания преступного поведения человека определяющим является его социальное начало, а медико-биологические характеристики преступника, его психические свойства, аномалии и состояния могут быть важными, но подчинёнными этому началу.

Смотри также Социологическая школа уголовного права.

Лит.: Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. 2-е изд. М., 1989; Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.

А. В. Наумов.