Антропоморфизм

АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греческий μορφ? - форма, вид), наделение материальных и идеальных объектов, предметов и явлений неживой природы, животных, растений, мифических существ человеческими свойствами - физическими, психическими, интеллектуальными качествами, а зачастую и гендерными признаками. Антропоморфизм тесно связан с ранними формами религиозных верований (например, анимизм). Ряд древнейших космогоний представляют порождающее бытие (начало) в форме человековидного существа (например, Гея у древних греков), которое даёт начало богам и природным стихиям или из тела которого (Пуруша у индоариев), вследствие ритуального расчленения, возникает мироздание. Представление о «мужском» и «женском» началах миропорядка, присущее большинству культур, в Китае нашло выражение в учении об инь и ян.

Типичная для архаического мышления антропоморфизация окружающего мира (сил природы, социальных институтов, духовных качеств человека) вносила существенный вклад в расширение пантеона и пандемониума древних религий. Развитые религии сохраняют в представлениях о божестве признаки антропоморфизма, хотя в религиозных учениях эти признаки толкуются как метафоры. По мере развития рационализма происходит постепенное сокращение культурной роли антропоморфизма. Так, Л. Леви-Брюль утверждал, что тяготение к антропоморфизации реальности тем выше, чем ниже уровень развития сознания. Однако полное исчезновение антропоморфизма невозможно. Антропоморфными являются практически все архетипы сознания, многие символы и аллегории. Большинство языков, в частности, индоевропейских, построено на грамматической классификации слов по мужскому и женскому родам.

Реклама

Антропоморфизация реальности, сохраняя исторически своё место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описания мира.

В искусствознании понятие антропоморфизма применяется по отношению к ранним стадиям развития искусства (женские статуэтки верхнего палеолита; кикладские идолы на островах Эгейского моря, 3-2-е тысячелетия до нашей эры) или к неизобразительным его видам. В архитектуре принцип антропоморфизма может быть выражен косвенно (например, в координации пропорций здания с пропорциями человеческого тела), прямо (некоторые аспекты архитектурных теории Витрувия о происхождении ордеров) или аллегорически (план собора с продольным нефом и поперечным трансептом, уподобленный в средневековой теории фигуре с раскинутыми руками). В декоративно-прикладном искусстве антропоморфизм выражается в условной стилизации формы предмета (например, в сосудах, реликвариях и др.). В первобытном искусстве антропоморфизм занимает подчинённое положение по отношению к зооморфизму.

Лит.: Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984; Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990; Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994; Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. М., 2002; Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002.

А. П. Забияко, Е. С. Элбакян; М. Н. Соколов (искусствознание).