Антуан Андре

АНТУАН (Antoine) АндреАНТУАН (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож - 9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Начинал как клакер, затем статист в «Комеди Франсез». С 1883 года служил в Газовой компании. Сблизился с любительскими театральными коллективами Парижа. Стал приверженцем Э. Золя и близкого ему литературного окружения, сторонником натурализма. В 1887 году основал в Париже «Свободный театр» (в 1894 году покинул его из-за финансовых трудностей), в котором утвердил основные принципы развития режиссёрского театра. Основание этого театра положило начало движению так называемых свободных и независимых театров Европы. Провозгласив свободу от коммерческих интересов и независимость от цензуры, в основу деятельности театра Антуан положил принцип «либерального эклектизма», ориентируясь на постановку новой драмы, как натуралистической, так и символистской.

Антуан открыл для Франции драматургию Г. Ибсена («Привидения», 1890 год; «Дикая утка», 1891 год), Л. Н. Толстого («Власть тьмы», 1888 год), Г. Гауптмана («Ткачи», 1893 год). В постановках Антуана спектакль превратился в целостное художественное произведение, подчинённое единому замыслу режиссёра. Мизансцены создавали у зрителя ощущение подлинности и непрерывности течения жизни. Антуан придал правдивость массовым сценам, наделив их героев точно проработанными индивидуализированными характерами. Стремясь создать иллюзию реальности, Антуан реформировал сценическое освещение. Значительно поднял общий уровень культуры спектакля, отказался от принятой во французском театре системы амплуа. Сам Антуан был ярким актёром (Аким - «Власть тьмы», Освальд - «Привидения»). В 1897 году открыл в Париже коммерческий «Театр Антуана» (руководил им до 1906 года), пытаясь совместить режиссёрские интересы с кассовыми. В 1906-1914-е годы - директор театра «Одеон» (оставил его, испытывая трудности в руководстве государственным театром, актёры которого не были воспитаны в единой художественной системе). С 1914 года занимался теорией театра. Снимал фильмы («Братья-корсиканцы» по А. Дюма-отцу, 1917 год; «Труженики моря» по В. Гюго, 1917 год; «Арлезианка» по А. Доде, 1922 год).

Реклама

Соч.: Дневники директора театра. 1887-1906. М.; Л., 1939.

Лит.: Kovatchevitch М. La vie, l’œuvre, l’in­fluence et le prestige d’A. Antoine, fondateur du Théâtre Libre, dans le monde. Clermont-Ferrand, 1941; Roussou M. A. Antoine. P., 1954; Bohrn P. A. Antoine und sein Théâtre Libre. Fr./M.; N. Y., 2000.          

Е. А. Дунаева.