Апокалиптика

АПОКАЛИПТИКА, жанр древней и средневековой религиозной литературы, основным признаком которого является получение провидцем Божественного Откровения (как правило, в форме видения) о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и событиях, сопровождающих грядущий конец истории. Для апокалиптики характерно использование символического языка образов, за ними нередко угадываются конкретные история, события и лица или их типология, черты. Термин «апокалипсис» (греческий ?ποκ?λυψις - откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра в конце 1 века нашей эры в Откровении Иоанна Богослова и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптических сочинений. Жанр апокалиптики зародился в иудейской среде, впоследствии был перенят христианами и гностиками. Авторы древнееврейских апокалипсисов, как правило, использовали псевдоним, выбирая имя какого-нибудь из библейских персонажей, освящённых религиозной традицией. К древнееврейской апокалиптике можно отнести 7-12-ю главы Книги пророка Даниила, «Книги Еноха» (1-я и 2-я), «Книги Варуха» (2-я и 3-я), три «Книги Ездры», «Апокалипсис Софонии» и др. В качестве возможных источников древнееврейской апокалиптики рассматриваются: пророчества Ветхого Завета, персидский дуализм, литература премудрости; в настоящее время признаётся также влияние египетских пророчеств, вавилонской мантики, ханаанской мифологии и др. Свойственные апокалиптической эсхатологии представления о гибели и новом возрождении мира широко распространены в мифологиях различных народов.

Реклама

Единственным произведение жанра апокалиптики в Новом Завете является Откровение Иоанна Богослова. Жанр получил развитие в дальнейшей апокрифической христианской литературе. К нему принадлежат «Вознесение Исаии», «Откровение Петра» (1-я половина 2 века), «Откровение Павла» (388-395), «Откровение Фомы» (4 век) и др. Среди гностических произведений христианской эпохи можно отметить 2 апокалипсиса из библиотеки Наг-Хаммади: «Происхождение мира» (3 век) и «Откровение Адама» (2 век).

В византийской литературе жанр представлен такими произведениями, как Откровение Мефодия Патарского, «Видения Даниила» (активное развитие апокалиптических видений Даниила приходится на 9-10 века), серия апокрифических Откровений Иоанна Богослова (греческий и славянский, 5-13 века), «Откровение Пресвятой Богородицы», «Откровение Седраха». Известны также повести о путешествиях праведников на небеса: «Видение Дорофея» (5 век), «Апокалипсис Анастасии» (11 век) и др. В византийской житийной литературе сохранился ряд примеров космологической апокалиптики - путешествий героев по загробному миру (житие святого Андрея Юродивого, «Апокалипсис Георгия»).

Наиболее значительные средневековые эсхатологические трактаты - «О месте и времени Антихриста» монсеньора Адсона из Монтье-ан-Дер (10 век) и «Объяснение Апокалипсиса» Иоахима Флорского (кон. 12 век).

В древнеславянской рукописной традиции известны почти все произведения ветхо-заветной, раннехристианской и византийской апокалиптики, большинство апокалиптических произведений были переведены на славянские языки в 11-13 веках и бытовали в различных версиях. Некоторые важные для истории этого жанра тексты, написанные на древнееврейском, греческом и других древневосточных языках, сохранились только в славянской версии: например, «2-я Книга Еноха» (около 2-4 века), наиболее ранняя версия «Видений Даниила» (9 век, перевод не позже 11 века).

В эпоху Нового времени апокалиптика использовалась в литературе старообрядчества (смотри также Антихрист, Эсхатология).

Лит.: Lambert W.G. The background of Jewish Apocalyptic. L., 1978; Lebram J. Apokalyptik / Apokalypsen II: Altes Testament // Theologische Realenzyklopadie. В.; N. Y., 1977. Bd 3; Muller К. Apokalyptik / Apokalypsen III: Die jiidische Apokalyptik: Anfange und Merkmale // Ibid; Strobel А. Apokalyptik / Apokalypsen IV: Neues Testament // Ibid. Bd 2; Шолем Г. Основные течения еврейской мистики. Иерусалим, 1993. Т. 1.