Аполлинер Гийом
АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом [настоящее имя и фамилия Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим - 9.11. 1918, Париж), французский поэт, журналист, художественный критик. Сын польской аристократки и итальянского офицера. Детство провёл в Италии, с 1899 года жил в Париже. Специального образования не получил. С 1902 года активный публицист, основатель ряда журналов, в том числе «Эзопов пир» (1904); на основе газетных публикаций написал монографию «Художники-кубисты» («Les peintres cubistes», 1913). Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством [сборник фантастических новелл «Ересиарх и компания» («L’Heresiarque et Cie», 1910)] и часто носит фривольный оттенок [романы «Одиннадцать тысяч розог» («Oпze mille verges», 1907), «Конец Вавилона» («La fin de Babylone», 1914)]. В духе гривуазной традиции выдержана и издательская серия «Мэтры любви» («Les maitres de l’amour», 1909-14), куда Аполлинер включил откомментированные тексты Д. А. Ф. де Сада, П. Аретино, О. Мирбо и др. Один из первых поэтических сборников Аполлинера - «Бестиарий, или Кортеж Орфея» («Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée», 1911), где старинная форма катрена и приёмы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхоличной интонацией. В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в сборник «Алкоголи» («Alcools»), новаторский по своей поэтике (отсутствие пунктуации, стилистические перепады, звукопись, стилизация барочной образности). В 1914 году ушёл добровольцем на фронт, где был тяжело ранен в голову. В 1916 году вышел сборник новелл «Убитый поэт» («Le poète assassiné»), открывающийся мистифицированной автобиографией; в сборник «Каллиграммы» («Calligrammes», 1918) трагическое переживание войны облекается в форму визуальной поэзии.
Реклама
В конце 1910-х годов вокруг Аполлинера сложился круг поэтов-сюрреалистов - А. Бретон, Ф. Супо, Л. Арагон, Ж. Кокто. Сам термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 году была поставлена «сюрреалистическая драма» Аполлинера «Сосцы Тиресия» («Les mamelles de Tirésias»). Творчество Аполлинера оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма.
Соч.: Œuvres complètes: En 4 vol. P., 1965 1966; Стихи. М., 1967; Эстетическая хирургия: Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999.
Лит.: Adéma P.M. G. Apollinaire. P., 1968; Décaudin M. Apollinaire. P., 1986.
А. П. Скуратовская.