Арабеска
АРАБЕСКА (французский arabesque, от итальянского arabesco - арабский), европейское название орнамента, сложившегося в средневековом искусстве исламского мира. В основе арабески, геометрически построенной на прямо- или косоугольной сетке, лежит принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп декоративных мотивов. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора. Различается арабеска растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа); нередки композиции с надписями.
В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. К литературе понятие «арабеска» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18-19 века осмысливший арабеску не только как художественный приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиционных форм, но и как идеальную форму романтичных произведений вообще, связав с арабеской философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795-96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797). Понятие «арабеска» распространилось в литературе с начала 19 века, часто обозначая произведения, имеющие сложную, циклическию композицию: сборник «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен. История в арабесках» К. Иммермана (1838), сборник «Гротески и арабески» Э.А. По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911).
В музыке европейской традиции, преимущественно романтической, арабеска - небольшая фортепианнная пьеса. Отличается прихотливым характером мелодии и тщательно отделанным фактурным рисунком, вызывающими зрительные ассоциации, в частности с арабской вязью (арабески Р. Шумана, Н. Гаде, А. С. Аренского, А. К. Лядова, Н. К. Метнера, К. Дебюсси и др.).
Лит.: Polheim K. K. Die Arabeske. Ansichten und Ideen aus Friedrich Schlegels Poetik. Münch., 1966; Castéra J.-M. Arabesques: decorative art in Morocco. Courbevoie, 1999.