Арауканы
АРАУКАНЫ (самоназвание - mapuche, буквально - люди земли), индейский народ в Чили (провинции Био-Био, Арауко, Мальеко, Каутин, Вальдивия, Осорно, Льянкиуэ, Чилоэ, в основном между реками Био-Био и Рио-Буэно) и Аргентине (провинции Неукен, Буэнос-Айрес, Ла-Пампа, Мендоса, Рио-Негро, Чубут). Численность в Чили - свыше 0,5 миллиона человек, в Аргентине - 200 тысяч человек (2000 год, оценка).
Говорят на арауканском языке; большинство владеет испанским языком. Большая часть арауканов - католики, есть также протестанты (англикане, перфекционисты, пятидесятники и др.), бахаисты, с 1990-х годов возрождаются традиционные культы.
Арауканы делились на северных арауканов (пикунче), живших к северу от современной реки Итата, центральных, или собственно арауканов (мапуче), и южных арауканов (уильиче) — к югу от современного города Вальдивия. Существовали матрилинейные роды (кыга) и племена (айльяреуэ). В 16-17 веках малочисленные пикунче ассимилированы испанцами, остальные образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с начала 18 века - четырёх) объединений (вутанмапу - «большая земля»), каждое из которых включало несколько племён и возглавлялось выборным военным вождём. До 1882 года продолжали вооруженную борьбу за независимость (смотри Арауканские войны). В 17-18 веках арауканы проникли на территорию Аргентины, частично ассимилировав пуэльче и теуэльче.
Реклама
Традиционная культура близка к культуре индейцев Центральных Анд. Арауканы разводили лам, морских свинок, выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу; у пикунче практиковалось поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные сельскохозяйственные работы (мингако) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома. Традиционное жилище - большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом (рука), с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли. Одежда - тканая из шерсти: рубаха, широкие штаны и пончо — у мужчин, широкая кофта, запашная юбка и плащ - у женщин. Арауканы носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины повязывали голову платком, у испанцев заимствовали широкополые шляпы, носили длинные волосы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами. Ритуалы - общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации, врачевательные обряды и др. - сопровождаются пением, танцами, речитацией; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты - вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и мембранофон культрун с камешками внутри; крестообразная фигура на кожаной мембране символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов - миф о былом господстве женщин (во главе с божеством Луны) и победе мужчин. Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов - труба трутрука (длина 2,5-6 м), флейта пифилка, колокольчики, погремушки.
У современных арауканов преобладает культура креольского типа. Общины ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени - лошади, крупный рогатый скот), пашенным земледелием (главным образом пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени производство керамики). Некоторые арауканы работают в угледобывающей промышленности. Существуют общественные организации арауканов, в 1993 году создан Межрегиональный совет мапуче с центром в городе Темуко, входящий в Организацию непредставленных народов и наций [Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO)]; в Бристоле существует организация Международные связи мапуче [Mapuche International Link (MIL)] [до 1996 года - Комитет по внешним связям мапуче; Comité Exterior Mapuche (CEM)]; в 2000 году в Нидерландах эмигрантами, покинувшими Чили в годы правления Пиночета, основан Фонд мапуче «Фолил» (Mapuche Foundation Folil).
Лит.: Steward J. Н., Faron L. С. Native peoples of South America. N. Y., 1959; Dowling Desmadryl J. Religion, chamanismo у mitologia mapuches. Santiago de Chile, 1971; Березкин Ю. Е. Этническая история Чили // Этнические процессы в странах Южной Америки. М., 1981.
Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова.