Арендт Ханна

АРЕНДТ (Arendt) Ханна (14.10.1906, Ганновер - 4.12.1975, Нью-Йорк), немецко-американский философ и политолог. Ученица М. Хайдеггера и К. Ясперса. Училась в университетах Марбурга и Фрайбурга; в 1928 году получила степень доктора философии (Гейдельберг). С 1933 года в эмиграции во Франции, с 1941 года - в США. Работала научным директором Конференции по еврейским взаимоотношениям (1944-46 годы), главным редактором издательства «Шокен букс» («Schocken books») (1946-48 годы), исполнительным директором корпорации «Еврейское культурное возрождение» (1949-52 годы, 1967-1975 годы), преподавала в различных вузах США.

Арендт - первая женщина - штатный профессор (1959 год, Принстон). Арендт удостоилась целого ряда престижных премий: Фрейда, Лессинга, Германской АН, Зоннинга.

Философские взгляды Арендт складывались под влиянием идей экзистенциализма и неомарксизма франкфуртской школы. Известность Арендт принесли труды о тоталитаризме, который она определяла как «бремя современности». Это явление Арендт понимала как продукт разрушения либо значительного ослабления в 20 веке «системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств» и появления масс. Главными истоками тоталитаризма Арендт считала антисемитизм и империализм, но ответственность за холокост должна разделять, по её мнению, и элита (прежде всего экономическая) еврейского народа, на протяжении всего Нового времени занимавшая самоизоляционистскую позицию в странах своего проживания. Тех, кто воплощал в жизнь «окончательное решение еврейского вопроса», она рассматривала как обычных бюрократов, бездумно выполняющих свои административные функции, связанные с массовым убийством, а творимое ими зло называла «банальным».

Реклама

В центре научных интересов Арендт находился «удел человека», его жизнь. Человеческую жизнедеятельность она делила на 3 вида: «труд» - деятельность, обеспечивающая биологические процессы и являющаяся условием самой жизни; «производство» - деятельность, соответствующая внеприродности человека, производящая искусственный мир вещей; и «поступок» - деятельность, заключающаяся в непосредственном общении людей, порождающая нечто «принципиально новое». В поступке человек обретает свободу. Свобода трактовалась Арендт как коммуникативная практика (общение людей), которая невозможна без поддержания автономности политической жизни (или сферы публичности). Значительный интерес для современной науки представляют и работы Арендт по изучению французской и американской революций 18 века и американского республиканизма как опыта построения не противоречащего свободе политического порядка. Причина террора и контрреволюций, сопровождавших французскую и более поздние европейские революции, заключалась, по Арендт, в том, что они, в отличие от американской революции, в первую очередь решали экономические и социальные, а не политические проблемы, составляющие подлинную суть революционного обновления.

Соч.: Between past and future. Eight exercises in political thought. N. Y., 1961; On revolution. L., 1963; Eichmann in Jerusalem: А report on the banality of evil. N. Y., 1963; Life of mind. N. Y., 1978. Vol. 1-2; Истоки тоталитаризма. М., 1996; Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000.

Лит.: Kateb G. Н. Arendt: Politics, conscience, evil. Totova, 1984; Canovan М. Н. Arendt: А reinterpretation of her political thought. Camb.; N. Y., 1992; Disch L.J. Н. Arendt and the limits of philosophy: with new preface. Ithaca, 1996; Benhabib S. The recultant modernism of Н. Arendt. Lanham, 2003; Хейфец М. Х. Арендт судит XX век. М., 2003; Young Bruehl Е. Н. Arendt: for love of the world. New Haven, 2004.            

Д. М. Носов.