Аренский Антон Степанович

АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) СтепановичАРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30.6(12.7).1861, Новгород - 12(25).2.1906, Перкярви, ныне Кирилловка близ Зеленогорска Ленинградской области; похоронен в Санкт-Петербурге], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный  теоретик, педагог. Из семьи врача. Учился в Санкт-Петербурге в частной музыкальной  школе Ф. И. Руссо. В 1882 году окончил Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова (композиция).

В 1882-94-е годы преподавал в Московской консерватории (с 1889 года - профессор), откуда был вынужден уйти вследствие конфликта с директором В. И. Сафоновым (среди учеников - Р. М. Глиэр, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, Н. К. Метнер, С. В. Рахманинов). С 1888 года руководил концертами Русского хорового общества. С 1895 года в Санкт-Петербурге, сменил М. А. Балакирева на посту управляющего Придворной певческой капеллой. С 1901 года концертировал по России и за рубежом как пианист и дирижёр. Испытал влияние П. И. Чайковского и Новой русской музыкальной  школы, обладал несомненным мелодическим даром.

Реклама

Музыке Аренского свойственны лиризм, элегические настроения, ритмическая и конструктивная изобретательность. Популярны романсы «Разбитая ваза» (слова А. Н. Апухтина), «Осень» (слова Т. Л. Щепкиной-Куперник), фортепианные миниатюры. Наиболее значительны фортепианное трио d-moll (1894 год, посвящено памяти К. Ю. Давыдова), для инструментов с оркестром - фортепианный концерт f-moll (1882 год) и Фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899 год, с использованием былинных напевов), скрипичный концерт а-mo11 (1901 год). Первым из крупных русских композиторов Аренский создал ансамблевые циклы для двух фортепиано (4 сюиты, вторая часть «Силуэты», 1892 год). Автор опер «Сон на Волге» (1888 год, по А. Н. Островскому, на основе переработанного либретто оперы «Воевода» Чайковского), «Рафаэль» (1894 год; написана по случаю 1-го Всероссийского съезда художников), «Наль и Дамаянти» (1903 год, по одноимённой повести В. А. Жуковского), балета «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900 год, по Т. Готье), кантат, мелодекламаций (по «Стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева), 2 симфоний (1883 год, 1889 год), оркестровой сюиты g-moll (1886 год), музыки к спектаклям, светских и духовных хоров.

Соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии. 5-е изд. М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. 6-е изд. М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. М., [1897]. М., 1965.

Лит.: Цыпин Г. А. С. Аренский. М., 1966; Корабельникова Л. Настоящий большой талант//Музыкальная жизнь. 1986. №13; Келдыш Ю.В. А. С. Аренский // История русской музыки. М., 1994. Т. 9; «...Люблю музыку и желаю сделать для нее то, что могу...» (Письма А. С. Аренского) // Альманах Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. 2003. Вып. 2.