Арфа
АРФА (немецкий - Harfe, от общегерманского - harpa; в древнеисландском эпосе - harpa, в древнеанглийском - hearpe; итальянский - агра), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы: дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида - вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа - для Европы.
Древнейший тип - дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до нашей эры) и Древнего Египта (середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го-середина 2-го тысячелетий до нашей эры). Приблизительно с 3 века до нашей эры становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20 веке встречается в Афганистане и Пакистане (так называемая кафирская арфа), Мьянме (саун гаук - бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.
Реклама
Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тысячелетие до нашей эры), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды - в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 века сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.
Рамная арфа (треугольная в плане конструкции образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300-3000 годами до нашей эры. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800-2600 годы до нашей эры). В Европе появилась приблизительно в 8 веке у кельтского населения Британских островов (смотри Кельтская арфа). Название «арфа», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (смотри Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 года в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511 год)].
В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10-11 веков. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 веку приобрёл изящный современный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. Поиски возможностей хроматического изменения звуков (приблизительно с 16 века) привели к изобретению в 1720 году педального механизма: немецкий мастер Я. Хохбруккер создал так называемую крючковую арфу с педалями. Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 года, когда французский мастер С. Эрар изобрёл инструмент с так называемыми педалями двойного действия (патент 1810 года): такая арфа может перестраиваться во все тональности. Современные арфы (высота около 180 см) имеет 46-47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй - диатонический звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон - от «до (-бемоль)» контроктавы до «соль (-диез)» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).
Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 века она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17-18 веков (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России - с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736 год), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром К299), многие композиторы-арфисты 18-19 веков. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 веке игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов; произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938 год), А. В. Мосолов (1939 год), Э. Вила Лобос (1953 год), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, И. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е.А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.
Лит.: Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л., 1939; Эрдели К. Арфа в моей жизни. М., 1967; Язвинская Е. Арфа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel Н J. Neue Harfen lehre. Lpz., 1969. Bd 1-4; Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1974; Покровская Н. История исполнительства на арфе. Новосиб., 1994; Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994.
Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова.