Ариосто Лудовико

АРИОСТО (Ariosto) ЛудовикоАРИОСТО (Ariosto) Лудовико (8.9.1474, Реджо-Эмилия - 6.7.1533, Феррара), итальянский поэт и драматург. Из дворянской семьи. В 1489-94 годах Ариосто учился в Феррарском университете. В 1503 году вошёл в штат кардинала Ипполито д’Эсте с обязанностями придворной и дипломатической службы (среди наиболее ответственных миссий - пять посольств к папе Юлию II в 1509—1510 годах). С апреля 1518 года на службе у феррарского герцога Альфонса I. Выполнял дипломатические и административные поручения, руководил организацией придворных театральных постановок. Семь сатир Ариосто (1517—1525), написанных в подражание Горацию, рисуют несколько стилизованный образ поэта, бегущего толпы, довольствующегося малым, превыше всего ценящего дружбу и культурный досуг. С юных лет Ариосто интересовался театром, написал пять комедий: «Комедия о сундуке» («La Cassaria», 1508), «Подменённые» («I Suppositi», 1509), «Чернокнижник» («Il Negromante», 1520), «Лена» («La Lena», 1528), «Студенты» («I Studenti», не закончена) - две первые в прозе (в конце жизни Ариосто переложил их в стихи), остальные в стихах. Комедии Ариосто завершают процесс гуманистической рецепции античной драматургии и открывают эпоху «правильной», или «учёной», комедии.

Реклама

Наиболее известное произведение Ариосто - поэма в октавах «Неистовый Орландо» («Orlando Furioso»; три прижизненных издания в 1516, 1521 и 1532 годах; два первых - в 40 песнях, последнее - в 46). В сюжетном плане «Неистовый Орландо» является продолжением поэмы М. Боярдо «Влюблённый Орландо» и входит, таким образом, в каролингский цикл рыцарского романа, используя его традиционные темы (борьба христиан с сарацинами) и традиционных персонажей (Карл Великий, Орландо - Роланд, Ринальдо - Рено, Оливьер, Марсилий и др.), к которым добавляются введённые М. Боярдо и самим Ариосто. «Неистовый Орландо» - произведение сложного и многосоставного действия, которое лишь формально группируется вокруг очередного сарацинского нашествия на Францию под предводительством африканского царя Аграманта. К рассказу о битвах под Парижем, об отступлении сарацин в Арль, об их бегстве из Франции, о падении их столицы Бизерты и о гибели Аграманта прибавляются многочисленные, вполне самостоятельные сюжетные линии, образующие сложную систему, чьё равновесие поддерживается их последовательно выдержанным параллелизмом и оппозицией (влюблённость Орландо в катайскую принцессу Анджелику, его безумие и сверхъестественное излечение; любовь девы-воительницы Брадаманты и сарацинского рыцаря Руджеро; феерический полёт рыцаря-авантюриста Астольфо на крылатом коне в Земной рай, а затем - вместе с Иоанном Евангелистом - на Луну, где он находит потерянный разум Орландо).

Поэма сочетает в себе элементы героического эпоса, рыцарского романа, волшебной сказки, комедии, новеллы; её интонационный спектр колеблется от патетики до комизма (никогда, однако, не переходящего в чистый бурлеск). Рельефно выраженная роль авторской инстанции (смена интонаций и ритма, чередование эпизодов) сочетается с подчёркнуто отстранённым отношением автора к происходящему. В Италии, начиная с середины 16 века, творчество Ариосто становится предметом теоретического осмысления, в ходе которого впервые формулируется эстетика романа как жанра. Вся европейская эпика 16 - начала 19 века, за исключением героической, испытала прямое или косвенное влияние «Неистового Орландо»; среди наиболее известных произведений, созданных в рамках ариостовской традиции, - «Королева фей» Э. Спенсера (1590-96) и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (1820; А. С. Пушкин перевёл также эпизод с потерей рассудка заглавным героем).

Соч.: Неистовый Роланд / Пер. свободным стихом М. Л. Гаспарова. Изд. подготовили М. Л. Андреев, Р.М. Горохова, Н.П. Подземская. М., 1993. Т. 1-2.

Лит.: Rajna Р. Fonti dell’Orlando Furioso. 2ed. Firenze, 1900; Croce В. Ariosto, Shakespeare е Corneille. 2 ed. Bari, 1929; Beer М. Romanzi di Cavalleria: Il «Furioso» е il romanzo italiano del primo Cinquecento. Roma, 1987; Баткин Л. М. «Неистовый Орландо»: мир как приключение // Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Zatti S. Il Furioso tra epos е romanzo. Lucca, 1990; Андреев М. Л. «Неистовый Орландо» // Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993; Moretti W. Ariosto narratore е la sua scuola. Bologna, 1993; Jossa S. La fantasia е la memoria: Intertestualità ariostesche. Napoli, 1996.

М. Л. Андреев.