Археоастрономия

 

АРХЕОАСТРОНОМИЯ, изучает астрономические представления людей древности. Разделяется на собственно археоастрономию, изучающую археологические памятники и древние артефакты (включая памятники искусства) для поиска в них астрономического значения, и этноастрономию, раскрывающую космологические и космогонические представления древних людей по фольклорным и этнографическим данным. Как междисциплинарная наука, археоастрономия использует результаты, полученные археологией и астрономией, а также историей науки, историей религии, этнологией, лингвистикой, палеоклиматологией и др.

Основоположником археоастрономии можно считать английского астронома Дж. Локьера, изучившего на рубеже 19-20 веков астрономическую ориентацию ряда монументальных сооружений Египта, Ближнего Востока, Великобритании. Позднее было обнаружено, что астрономическое значение имеют многие здания и архитектурные комплексы древних городов Центральной Америки. Археологи признали высокий уровень астрономических знаний у людей эпохи неолита и бронзового века только в 1960-е годы после публикаций английского астронома Дж. Хокинса о Стонхендже и работ А. Тома, детально исследовавшего множество памятников археоастрономии в Великобритании.

Реклама

Первыми признаками интереса древних людей к астрономии служат артефакты со следами счёта дней по фазам Луны, восходящие к палеолиту. В неолите появляются астрономически ориентированные погребения и некрополи. Наиболее впечатляющий памятник такого рода - курганный могильник Нью-Грейндж в Ирландии (около 3300 года до нашей эры). Подлинная астрономия начинается с этапа так называемой горизонтной астрономии. Типичная «обсерватория» конца неолита выглядела так: место наблюдения, отмеченное обычно стоячим камнем - менгиром, ближний визир (древний менгир) и визир на далёком горизонте (как правило, естественная особенность горизонта), отмечающий астрономическое явление, чаще всего восход (заход) Солнца в дни солнцестояний или дни, делящие год на равные части (дни, близкие к равноденствиям, и промежуточные даты). Наличие на археологическом памятнике направлений на страны света свидетельствует об изобретении первого астрономического инструмента — гномона.

В движении Луны также имеются особые точки горизонта - восходы и заходы при достижении ею максимальных и минимальных склонений. Они обозначены на многих древних «обсерваториях». Наблюдения восходов Луны (в отличие от наблюдений фаз) не имеют прямого календарного значения и показывают, что занятия астрономией зачастую были религиозным ритуалом. В некоторых древних святилищах (Стонхендж, Савин в Зауралье) сохранился почти полный набор всех значимых солнечных и лунных направлений, пролегающих между отдельными элементами этих археологических памятников.

В небольшом числе памятников отмечены звёздные направления, обычно связанные с гелиакическим восходом звёзд, совпадающим по дате с каким-либо этапом земледельческих работ. Много примеров зависимости между сроками таких работ и видимостью звёзд и созвездий зафиксировано в фольклоре Старого и Нового Света.

Многие мифологические сюжеты, верования древних людей связаны со звёздным небом, с движением светил, с делением неба на созвездия (смотри Астральные культы). Астрономическая интерпретация древних памятников разных эпох помогает понять организацию поселенческих и культовых комплексов, древнюю календарную систему, место и роль астрономических представлений древних людей в их культуре.

Лит.: Астрономия древних обществ. М., 2002; Хокинс Дж. От Стоунхенджа до инков. М., 2004.

В. А. Юревич.