Архетип
АРХЕТИП (латинский archetypum, от греческого αρχ?τυπον, от αρχ? - первоначало и τ?πος - удар; след от удара, отпечаток),
1) в античной философии прообраз, образец; понятие архетипа относилось преимущественно к платоновскому умопостигаемому миру (κ?σμος νοητ?ς); в неоплатонизме синонимами этого термина были «идея» (эйдос) и «парадигма».
2) В аналитической психологии К. Г. Юнга - априорные схемы, на базе которых формируются основные психические структуры, переживания, события жизни человека. Юнг ввёл понятие архетипа в 1919 году, описывая архетип как порождающие матрицы для универсальных образов и мотивов (например, борьба героя со змеем, драконом), которые встречаются в самых разных культурах и проявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы и искусства, снах и фантазиях. Чтобы объяснить происхождение таких универсальных образов, Юнг постулировал существование единой для всего человечества психической инстанции - коллективного бессознательного, структурными единицами которого являются архетипы - первичные исходные формы для архетипических образов, организующие материал индивидуального жизненного опыта и проникающие в сознание лишь в составе этих образов. (Юнг сравнивал архетип с системой осей кристалла, которая, будучи сама невещественной, формирует кристалл в растворе, распределяя частицы вещества.) Например, архетип, названный Юнгом «Тень», является источником архетипического образа трикстера (демонический плут-озорник, при этом брат или двойник героя) и прообразом той открытой 3. Фрейдом области индивидуального бессознательного, куда вытесняются низменные побуждения и черты, которые человек не принимает в самом себе. Архетипические образы сопровождаются сильными эмоциями, часто переживаются как обладающие нечеловеческой («нуминозной» - божественной или демонической) природой, они лежат в основе общечеловеческой символики. Архетипы выступают у Юнга как специфически человеческая форма инстинктов - врождённые программы, направляющие восприятие, эмоции и даже развитие личности (индивидуацию).
Реклама
В дальнейшем понятие архетипа стало широко использоваться исследователями религии и мифов (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, Г. Циммер, Г. Шолем, А. Корбен), получило распространение в литературоведении и искусствоведении для обозначения повторяющихся образов и сюжетов в искусстве, в антропологии - для характеристики культурных и этнических стереотипов.
Лит.: Campbell J. The masks of God. N. Y., 1959-1968. Vol. 1-4; Zolla Е. Archetypes. L., 1981 ; Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
А.В. Константинов.
3) В сравнительно-историческом языкознании - исходная для последующих образований языковая форма, реконструируемая на основе закономерных соответствий в родственных языках. Архетип - теоретически вероятная форма, выводимая путём сопоставления реально засвидетельствованных структурных элементов ряда языков и представляющая праязыковое состояние семьи или группы родственных языков.
В качестве архетипа могут выступать различные языковые единицы и структуры - цельные лексемы, основы, корни, морфемы, детерминативы, фонемы и даже предложения. Наиболее распространена реконструкция архетипа на уровне морфем. Она может осуществляться для праязыковых состояний разной хронологической глубины. Пример восстановления архетипа на уровне слова - индоевропейская форма * bhräter ‘брат’, построенная на основе сопоставления древне-индийского bhräta, авестийского bhrätar -, старославянского братръ, тохарского pracar и т. д. Для общеславянского языка архетипом будет форма *bratrъ, реконструируемая на основе сравнения исторически засвидетельствованных форм славянских языков. Пример суффиксального архетипа - индоевропейский *ter/tor (средний древнеиндийский data, греческий dotér, латинский dator ‘дающий’ и так далее). Реконструкция архетипа лучше всего разработана в этимологии; этимологические словари семьи или группы языков содержат корпус архетипичных слов и корней.
Принятое обозначение архетипа - * (астерикс), поэтому архетип иногда называют «формой под звёздочкой».
В.П. Нерознак.
4) В текстологии - наиболее древний, несохранившийся текст, к которому восходят остальные варианты письменных памятников.
5) В биологии - исходный общий тип строения данной группы (таксона) организмов. Первоначально понятие архетипа, введённое в биологию Р. Оуэном (1846), обозначало «общую идею», в соответствии с которой построены все организмы данной группы. Такое представление об архетипе развивалось в рамках натурфилософии конце 18 - начала 19 века и было связано с концепцией единства плана строения организмов. Ч. Дарвин (1859) использовал термин «архетип» для обозначения исходной совокупности примитивных признаков, характеризующих общую предковую форму данной естественной группы организмов.
Н. Н. Иорданский.