Архипенко Александр

АРХИПЕНКОАРХИПЕНКО (Archipenko) Александр (30. 5.1887, Киев - 25.2.1964, Нью-Йорк), украинский и американский скульптор. Сын профессора Киевского университета. Учился в Киевском художественном училище (1902-05). С 1908 года жил в Париже, где самостоятельно (вместе с А. Модильяни) изучал в музеях скульптуру Древней Греции, французской готики, также доколумбовой Америки, Египта, Ассирии и так далее; одновременно увлёкся новейшими течениями современного искусства. В 1908-12 годах создал ряд стилизованных произведений из бронзы и мрамора, в которых сказалось изучение архаики («Адам и Ева», 1909; «Женщина с кошкой», 1911, Художественный музей, Дюссельдорф, и др.). Один из ведущих мастеров авангардизма, Архипенко под влиянием искусства П. Пикассо, Ж. Брака и У. Боччони с 1912 года начал разрабатывать концепцию трёхмерного кубизма - «Женщина, укладывающая волосы» (Музей современного искусства, НьюЙорк), «Боксёры» (Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; обе 1914), серия скульптур «Медрано» и др. В 1912-20 годах участвовал в различных парижских выставках, в том числе группы «Золотое сечение». Обращался к новым, нетрадиционным материалам и техникам (стекло, плексиглас, целуллоид, проволока; коллаж, полихромия), в 1914 году пришёл к «скульптуро-живописи» - сочетанию объёма и полихромного рельефа («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве пластически выразительного элемента скульптуры (это открытие впоследствии широко применяли О. Цадкин, Г. Мур). В 1918-19 годах создал серию вазоподобных антропоморфных скульптур («Стоящая фигура», 1916, и др.). В 1921-23 годах жил в Берлине; в 1923 году переехал в Нью-Йорк. В 1924-28 годах изобрёл так называемую архипентуру (вид «подвижной живописи»). В 1930-40-е годы эволюционировал в сторону классицизирующего натурализма; исполнил ряд скульптур в бронзе, мраморе и керамике (портреты Т. Шевченко, Т. Уайлдера, В.Фуртвенглера; «Диана», «Меланхолия» и др.). С 1946 года создавал освещённые изнутри конструкции из плексигласа (так называемые светомодуляторы); экспериментировал в области «звуковой скульптуры». Среди последних работ - бронзовые скульптуры на библейские темы и серия цветных абстрактных литографий «Живые формы» (1960-е годы). Преподавал с 1912 года, в том числе в собственных студиях и школах, также в американских университетах и институтах искусств.

Реклама

Соч.: Fifty creative years, 1908-1958. N. Y., 1960; Архипентура // К истории международных связей Государственного музея нового западного искусства (1922-1939) / Авт.-сост. Н. В. Яворская. М., 1978.

Лит.: Hildebrandt Н. А. Archipenko. В., 1923; Karshan D. Н. Archipenko: sculpture, drawings, and prints, 1908-1964. Danville, 1985; Michaelsen К.J., Guralnik N. А. Archipenko: а centennial tribute. Wash., 1986.

А. М. Муратов.