Архитектура малых форм

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМАРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ, особый раздел архитектуры, тесно связанный с декоративно-прикладным искусством, дизайном и скульптурой. Включает собственно так называемые малые формы архитектуры - сооружения (в большинстве своём не являющиеся зданиями), используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительные или садово-парковые ансамбли: памятники, монументы, фонтаны (чаще всего представляющие собой произведения скульптуры и архитектуры), лестницы, террасы, ограды, парковые беседки, гроты, ротонды, открытые колоннады, так называемые руины, каскады и др. Помимо решения функционально-декоративных задач, архитектура малых форм может иметь назначение религиозное (придорожный алтарь) или мемориальное [обелиски, стелы, надгробия, кенотафы, саркофаги; собственно мемориальные сооружения, колонны (например, колонна Траяна в Риме, начало 2 века нашей эры, Александровская колонна в Санкт-Петербурге)], либо служить элементами городского благоустройства (киоски, павильоны, фонари, сооружения для рекламы и др.). Не все подобные сооружения имеют малые размеры; к архитектуре малых форм их относят достаточно условно.

Реклама

Особый раздел архитектуры малых форм - сооружения, имеющие самоценную художественную значимость и в то же время являющиеся частью целостного ансамбля интерьера, с которым они вступают в сложное взаимодействие. Примерами могут служить Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, церковные кафедры, балдахины (кивории; например, работы Дж. Л. Бернини в Святого Петра соборе в Риме, 1624-33), алтари (особенно в эпоху барокко), многоярусные иконостасы, гробницы в храме, а также лестницы (например, в библиотеке Лауренциана во Флоренции, 1559-68, по модели Микеланджело), камины и печи, парадное ложе (в королевских опочивальнях Большого дворца в Версале, 2-я половина 17 века, и т. п.) и некоторые другие составляющие архитектурных решений интерьеров.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМК архитектуре малых форм относят иногда произведения вотивного назначения (смотри Вотивные предметы) и прикладного искусства, использующие специфические приёмы перенесения мотивов монументальной архитектуры в меньшие масштабы - например, этрусская урна в виде дома (или храма) из Кьюси (конец 6 - начало 4 века до н. э., Археологический музей, Флоренция). В искусстве готики, Возрождения и барокко предметы церковного обихода (сосуды, реликварии, монстранцы и др.), раки святых (святого Зебальда в Нюрнберге, 1508—1919, скульптор П. Фишер Старший; святого благоверного Александра Невского, 1750-53, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.) часто имели вид архитектурных построек, где в уменьшенном масштабе воспроизводились мотивы «большой» архитектуры — арки, своды, фиалы, пинакли, колонны, пилястры, консоли, волюты, фронтоны, портики и т. д. В эпоху маньеризма в конструкции мебели (шкафы и др.) нередко использовались архитектонические и декоративные элементы дворцовых фасадов; чисто архитектурные мотивы встречаются и в прикладном искусстве классицизма и ампира.

В. А. Кулаков.