Архитектурная графика

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКААРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА, область графического искусства, связанная с изображением архитектурных объектов. Используется для иллюстрирования изданий по архитектуре (рисунки и чертежи античных зданий А. Палладио, архитектурных ордеров у Дж. Виньолы, схемы архитектурных памятников О. Шуази, альбомы М.Ф. Казакова, проектные листы Б. Ф. Растрелли, И. И. Леонидова и др.). Соприкасается с топографическими изображениями городов, поселений, крепостей (план Рима Дж. Б. Нолли, т. н. Сигизмундов план Москвы и др.). В широком смысле может объединяться с близкими по тематике и изобразительным приёмам художественными рисунками и гравюрами (например, с эскизами театральных декораций Ф. Галли-Биббиены, П. ди Готтардо Гонзаго; смотри также Архитектурный пейзаж). Играет вспомогательную роль в профессиональных занятиях архитектора. Одно из явлений архитектурной графики - так называемая бумажная архитектура: прогностическое, визионерское, концептуальное проектирование, выраженное в ярком, впечатляющем графическом образе (утопические проекты К. Н. Леду и Э. Булле, «альпийская архитектура» Б. Таута, архитектурные фантазии Я. Г. Чернихова, проекты архитекторов-футурологов 1960-х годов, в том числе группы Аркигрэм); образовала направление в отечественной архитектуре последней четверти 20 века (среди представителей - А.С. Бродский, И. В. Уткин, М. А. Филиппов).

Реклама

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКАИсторически сложились основные типы архитектурных изображений: план, фасад, разрез в «плоской» (ортогональной) проекции, перспектива и аксонометрия, передающие объёмно-пространственные отношения. Современное достижение - компьютерная анимация, позволяющая передать архитектурный объект в смене ракурсов.

Выразительные особенности архитектурной графики формировались под влиянием как технического рисунка, так и стилистических направлений художественной графики. Среди них - использование панорамной композиции (панорама Царицына В. И. Баженова), вида с высоты птичьего полёта (в том числе у Ле Корбюзье), контурный рисунок без светотени и тона (заимствован из росписей древнегреческих ваз, был характерен как для графики Дж. Флаксмана и В. Тишбейна, так и для проектов К. Ф. Шинкеля), фотомонтаж (у Ш. Гарнье, Л. Мис ван дер Роэ, Л. М. Лисицкого). Колористические решения варьируются: от применения условных цветов до создания плэнерных эффектов. Значительное влияние на архитектурную графику оказали формальные приёмы кубизма и экспрессионизма, а также поп-арта (работы архитекторов А. и П. Смитсон в составе  группы художников - представителей поп-арта) и других направлений современного искусства.

А. Н. Шукурова.