Армоцемент
АРМОЦЕМЕНТ, бетон на мелком заполнителе, армированный частыми сварными или ткаными сетками из тонкой проволоки. Диаметр проволоки составляет 0,5-1,2 мм, шаг стержней в сетке 6-12,5 мм. Равномерное распределение арматуры в бетоне придаёт армоцементу однородность, повышенную сопротивляемость раскрытию трещин, улучшает его упругие свойства. Это определило область применения армоцемента для изготовления тонкостенных (толщиной 10-30 мм) пространственно работающих конструкций, главным образом покрытий складчатого или волнистого профиля с пролётами сводов 10-40 м и более. Армоцементные конструкции применяются при возведении резервуаров, в судостроении, в гидротехническом и ирригационном строительстве и тому подобное. Также армоцемент используют при моделировании конструкций для исследования моделей оболочек на упругопластических и пластических стадиях работы. Для повышения трещиностойкости и уменьшения прогибов конструкций из армоцемента рабочая арматура в виде тканых сеток или проволок может быть предварительно напряжённой. Недостатки армоцемента: низкая (по сравнению с обычным железобетоном) огнестойкость, необходимость антикоррозийной защиты поверхности конструкций.
Разработчиком конструкций из армоцемента является итальянский инженер П. Л. Нерви, применивший армоцемент в 1943 году для сооружения морской яхты. В дальнейшем по его проектам с использованием армоцементных конструкций был возведён ряд уникальных зданий, в том числе выставочный зал в Турине с волнообразным сводчатым покрытием (пролёт 95 м; 1948 год). В России конструкции из армоцемента впервые применены в 1957 году в покрытиях Московского рынка в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и станции метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы») в Москве.
А. И. Мальганов, О. Г. Кумпяк.