Артемида

АРТЕМИДААРТЕМИДА (Αρτεμις, родительный падеж ?ρτ?μιδος), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Родилась на острове Делос. Классическая Артемида - девственница и принципиальная защитница целомудрия. Артемида Эфесская - покровительница амазонок. С целомудрием богини связано древнее представление о её лунной природе, откуда близость Артемиды к колдовским чарам Луны и богини Гекаты. Артемида - участница битвы с гигантами. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев, что связано с малоазийским происхождением богини. Артемида - враг любого покушения на права и устои Олимпийцев. Благодаря хитрости Артемиды погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся взять приступом Олимп. Артемидой и Аполлоном были убиты дерзкий великан Титий, а также двенадцать детей Ниобы, похвалявшейся своим потомством.

Богиня обычно пользовалась стрелами как орудием наказания. Артемида, не получив в дар начатки плодов урожая, наслала на Калидон (Этолия) вепря, потребовала в жертву дочь предводителя ахейцев под Троей Агамемнона - Ифигению. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань. Эти функции связаны с архаическим прошлым богини, когда она воспринималась «владычицей зверей». Древнейшая Артемида не только охотница, но и сама медведица. Даже в классической Греции, в Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались «медведицами». Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов, Рее-Кибеле (Кивеве) в Малой Азии, откуда и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В римской мифологии Артемиде соответствует Диана.

Реклама

Чаще всего Артемида предстаёт в виде прекрасной девы в коротком хитоне, с колчаном за спиной, в сопровождении лани и нимф. Сохранились её изображения в виде скульптурных рельефов, входивших в композицию храмовых фризов (восточный фриз Парфенона, 447-432 до нашей эры, Музей Акрополя, Афины; фриз Пергамского алтаря, около 180 года до нашей эры, Пергамон-музей, Берлин), в вазописи. Известны римские копии с греческих оригиналов Праксителя («Артемида из Габий» — копия «Артемиды Бравронии») и Леохара. Особняком стоит «Артемида Эфесская» - культовая статуя, где богиня изображена матерью-кормилицей со множеством сосцов. Среди сюжетов наиболее популярными были сцены убийства детей Ниобы, наказания Акгеона. Начиная с 16 века художники чаще обращались к образу Дианы (в сценах её охоты, отдыха и особенно купания).

Лит.: Bruns G. Die Jägerin Artemis. Münch., 1930; Hoenn K. Gestaltwandel einer Göttin. Z., 1946; Otto W. F. Die Götter Griechen­lands. 6. Aufl. B., 1970.          

А. А. Тахо-Годи