Арто Антонен

АРТО  Антонен АРТО (Artaud) Антонен (настоящее имя Антуан Мари Жозеф) (4.9.1896, Марсель - 4.3.1948, Иври-сюр-Сен), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Как актёр в 1922 году работал у Ш. Дюллена (Ансельм - «Скупой» Мольера, Дон Басилио - «Жизнь есть сон» Кальдерона, и др.), в 1923 году у Ж. Питоева (смотри Питоевы) (клоун Джексон - «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева, и др.). В 1924-26 годах примыкал к сюрреалистам, возглавил Сюрреалистическое Бюро Исследований, где разрабатывал теорию этого направления. Вместе с Р. Витраком и Р. Ароном в 1926 году создал «Театр Альфреда Жарри» (закрыт в 1930). В 1932 году опубликовал манифест «Театра жестокости». В 1936-37 годах путешествовал по Мексике и Ирландии. С 1937 года до конца жизни - в психиатрической клинике [этот трагический опыт частично отображён в «Родезских письмах» («Lettres de Rodez», 1943-46)].

Арто - один из крупнейших теоретиков театра 20 века, оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно абсурда театра) после 2-й мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. Отвергая зависимость театра от сюжета и связного текста, Арто стремился создать новый сценический язык, в котором преобладают невербальные элементы (интонация, жест, позы, движения, свет), наделённые одновременно и символической значимостью, и силой непосредственного воздействия на чувства. Слова должны обрести силу заклинания, предметы и тела актёров - возвыситься до символов, сцена и зал - слиться в единое пространство, восстанавливающее прямое общение между зрителем и актёром (предлагал поместить зрителя на вращающиеся кресла в самый центр происходящего). Акт жестокости - это подлинная жизнь, не обозначаемая, а непосредственно творимая актёром на глазах у зрителя. В 1935 году в театре «Фоли-Ваграм» поставил пьесу «Ченчи» (по П. Б. Шелли и Стендалю). Снимался в кино («Страсти Жанны Д’Арк» К. Т. Дрейера и «Наполеон» А. Ганса, оба 1927, и др.), автор сценария фильма «Раковина и священник» (1928).

Реклама

Поэтическое творчество Арто [сборники «Небесный трик-трак» («Tric-trac du ciel», 1923), «Пуповина лимба» («L’Ombilic des limbes», 1925)] отмечено эзотеризмом, мессианизмом, нигилистическим отношением к рациональному познанию и к базовым ценностям западной цивилизации; оно носит алогичный характер, насыщено глоссолалиями, макаронизмами, нарушает ритмические схемы Арто - автор псевдоисторического романа «Гелиогабал, или Коронованный анархист» («Héliogabale ou l’anarchiste couronné», 1934) и книги «Но­вые размышления о Бытии» («Nouvel­les révélations de l’être», 1937), куда вошли пророчества, созданные с исполь­зованием карт таро.

Соч.: Œuvres complètes. P., 1956-1990. Vol. 1- 25; Театр и его двойник. М., 1993; Манифе­сты. Драматургия. Лекции. Философия теат­ра. СПб., 2000.

Лит.: Sontag S. А la rencontre d’ А. Artaud. Р., 1973; Maeder Т. А. Artaud. Р., 1978; Garelli J. Artaud et la question du lieu. Р., 1982; Проскурникова Т.Б. А. Арто - теоретик «театра жестокости» // Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. М., 1982; она же. Судьба и театр А.Арто // она же. Театр Франции. Судьбы и образы. СПб., 2002.

Е. А. Дунаева, А. В. Голубков.