Артуровские Легенды
АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ, народные легенды о короле бриттов Артуре, герое кельтской (Уэльс, французская Бретань) фольклорной традиции; в христианизированной форме - важный компонент культуры европейского Средневековья. Образ Артура (его прототип, возможно, историческое лицо, полководец, отличившийся в сражениях с англосаксами в 5-6 веках) вобрал черты таких персонажей кельтской мифологии, как герои Конхобар и Бран. Согласно Артуровских легенд, Артур, внебрачный сын короля бриттов Утера Пендрагона и герцогини Корнуолла Игрейны, стал благодаря вмешательству мага Мерлина владыкой Британии. Волшебный меч Экскалибур помогает Артуру одерживать военные победы; он укрепляет свою власть и обеспечивает мир в Британии. Со временем Артур, хранимый высшими силами, становится главой христианского рыцарства; в его замке Камелот (возможный прототип - Кедбери, графство Сомерсет) вокруг Круглого стола могло поместиться (по разным версиям) от 150 до 1600 рыцарей (парафраз Тайной вечери, символ равноправия и Божественной полноты). Фатальную роль в крушении артуровского мира играет взаимная ненависть Артура и его племянника Мордреда, в отсутствие короля узурпировавшего власть и посягнувшего на его жену Гиньевру. В сокрушительном для бриттов сражении при Камблане с отрядами Мордреда (союзника саксов, скоттов и пиктов) убиты и Мордред, и Артур, которого переносит на остров Аваллон его сестра фея Моргана. Однако он пребывает в этом своеобразном земном раю лишь временно, готовый в определённый момент вернуться и изгнать поработителей Британии.
Реклама
Образ Артура претерпевает в средневековой словесности большие изменения, эволюционируя от незначительного племенного вождя к видному военачальнику [поэма валлийского барда 6 века Анейрина «Гододдин»; хроники Ненния «История бриттов» (конец 8 века), где Артуру приписывается победа в 12 битвах; налицо параллель с подвигами Геракла], затем - к главе христианского рыцарства и покорителю европейских народов («История бриттов» Гальфрида Монмутского, около 1138). Книга Гальфрида подверглась стихотворной переработке во французском романе-хронике «Брут» Васа (1155; расширенная английская версия Лайамона - «История бриттов», около 1204); Гальфрид впервые вводит в Артуровских легендах образ Мерлина, Вас - мотив Круглого стола. Во французских рыцарских романах бретонского цикла (Кретьен де Труа, 12 век) Артур - верховный арбитр недетерминированного во временном и географическом отношении универсума, его роль в повествовании второстепенна, на первом плане - приключения рыцарей Круглого стола (Гавейна, Ланселота, Персеваля, Кея, Галахада и др.). Артуровские легенды отражены также у немецких поэтов Гартмана фон Ауэ (рубеж 12 - 13 века) и Вольфрама фон Эшенбаха (начало 13 века); во французском пятитомном прозаическом цикле «Вульгата» (древнее название - «Ланселот-Грааль», 1-я четверть 13 века; наиболее подробное изложение истории артуровского мира); в анонимном английском романе «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» (около 1375); романе Ж. Фруассара «Мелиадор» (1365-88) и др. В Артуровских легендах появляются и другие мифологические мотивы, в том числе поиск рыцарями священного Грааля, сюжет о Тристане и Изольде и др. В конце Средневековья Артуровские легенды подвергаются историзации (компиляция Т. Мэлори «Смерть Артура», 1469, опубликован в 1485). В Новое время Артуровские легенды использованы: в литературе - Дж. Драйденом, У. Моррисом, А. Теннисоном, К. Л. Иммерманом, А. Ч. Суинберном, М. Твеном, Дж. Джойсом, Ж. Кокто и др.; в операх Р. Вагнера; в изобразительном искусстве и кинематографии.
Лит.: Jones W. L. King Arthur in history and legend. Camb., 1911; Faral E. La légende arthurienne. P., 1929. Vol. 1-3; Loomis R.S. The development of Arthurian romance. L., 1963; Михайлов А. Д. Артуровские легенды в их эволюции // Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974; Whitaker М. Arthur’s kingdom of adventure. Camb., 1984; The new Arthurian encyclopedia. N. Y.; L., 1996; La légende arthurienne. P., 1998; Snyder Ch. À la recherche du roi Arthur. P., 2001.
T. H. Красавченко.