Асафьев Борис Владимирович

АСАФЬЕВ Борис ВладимировичАСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевдоним Игорь Глебов) [17(29)7.1884, С.-Петербург - 27.1.1949, Москва], российский музыковед, композитор, педагог, академик Академии Наук СССР (1943), народный артист СССР (1946). Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1908) и Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова (1910). Как критик выступал с 1914 года в московском журнале «Музыка». Одним из первых оценил масштаб дарования С. С. Прокофьева.

В 1918-21 годах работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, создал первый советский музыкальных  словарь «Путеводитель по концертам» (1919, выпуск 1). В 1919-30 годах вёл преподавательскую и научно-исследовательскуб работу в ленинградском Институте истории искусств (организатор и с 1920 года руководитель разряда музыки). В 1921-30 годах художественный руководитель Ленинградской филармонии. С 1925 года профессор Ленинградской консерватории (организатор историко-теоретического факультета). В 1920-х годах редактировал сборники «Новая музыка», посвятил несколько статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека. С 1943 года в Москве, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств. С 1948 года председатель СК СССР.

Реклама

Основоположник крупной музыковедческой школы (среди учеников - В. А. Васина-Гроссман, С. Л. Гинзбург, Е. В. Гиппиус, Р. И. Грубер, М. С. Друскин, Ю.А. Кремлёв, А.С. Рабинович, 3. В. Эвальд). Автор исследований творчества М. И. Глинки, И.Ф. Стравинского, П. И. Чайковского. Убедительно показал значение русской музыкальной  культуры 18 - 1-й четверти 19 века, пропагандировал авторский текст опер М. П. Мусоргского. Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», отстаивал процессуально-динамический подход к музыкальной  форме. Разрабатывая теорию музыкальной  интонации (с 1924), одним из первых в существенных моментах проследил закономерности музыкально-исторического процесса. Идеи Асафьева задавали направление исследований русской музыки до конца 20 века. В критических и публицистических статьях Асафьева горячая защита нового в творчестве и музыкальной  жизни со временем уступила место конформистским тенденциям. Автор 11 опер (в том числе «Казначейша» по М. Ю. Лермонтову, поставлена в 1937 году), 28 балетов (в том числе «Пламя Парижа», 1932; «Бахчисарайский фонтан» по одноимённой поэме А. С. Пушкина, 1934), 4 симфоний, музыки к драматическим спектаклям, камерных инструментальных произведений, романсов. Инструментовал по авторским рукописям оперу М. П. Мусоргского «Хованщина», осуществил новую редакцию оперы А.Н. Серова «Вражья сила». Государственная премия СССР (1943, 1948).

Соч.: Избр. труды. М., 1952-1957. Т. 1-5; Речевая интонация. М.; Л., 1965; Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М., 1966; Критические статьи, очерки и рецензии. М.; Л., 1967; Симфонические этюды. Л., 1970; Музыкальная форма как процесс. 2-с изд. Л., 1971. Кн. 1-2; Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л., 1973; Книга о Стравинском. Л., 1977; Глинка. 3-е изд. Л., 1977; Русская музыка. XIX и начало XX век 2-е изд. Л., 1979.

Лит.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л., 1974; Орлова Е., Крюков А. Академик Б. В. Асафьев. Л., 1984; Крюков А. Б. В. Асафьев. Л., 1984; Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура: Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции. М., 1986.

Д. О. Чехович.