Асфальт

АСФАЛЬТ (от греческого ασφαλτος — горная смола), одна из групп природных битумов. Представляет собой смесь окисленных углеводородов, элементный состав (%): С 80-85, Н 10-12, О 2-3, S 0,1-10. По степени растворимости в растворителях типа хлороформа (скипидар, сероуглерод) занимает промежуточное положение между мальтой и асфальтитом и определяется по содержанию в групповом составе нефтяных масел 25-40% (25-50% по зарубежным классификациям, в которых мальты не выделяются в отдельный класс и рассматриваются как тяжёлые нефти). В зависимости от группового состава (количественных соотношений масел, смол и асфальтенов) консистенция асфальта варьирует от вязкой до твёрдой низкоплавкой (плотность 1000-1200 кг/м3, температура плавления 20-100°С). Цвет чёрный или тёмно-коричневый. Образуется из некоторых нефтей в результате их окисления и испарения лёгких фракций. Широко распространён в нефтегазоносных бассейнах в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность продуктивных толщ. Асфальт насыщает поры песчаников, трещины и каверны известняков и доломитов (содержание в породах от 2-3 до 20%), иногда образует мощную кору на поверхности больших «нефтяных озёр» (асфальтовое озеро Пич-Лейк на острове Тринидад). Месторождения асфальта выявлены в России (Самарская и Оренбургская области, Республика Коми, Якутия), Венесуэле, Тринидаде и Тобаго, Канаде, Франции, Иордании, Сирии, США и др. В промышленных масштабах асфальт добывается в 9 странах (наибольшее количество - в Тринидаде и Тобаго, около 1 млрд. т/год). Асфальт - старейший строительный материал; в Древнем мире (Ассирии, Египте, Риме) использовался для изоляции гидротехнических и подземных сооружений, в дорожном строительстве, при устройстве плоских кровель и др. Применяется главным образом в дорожном строительстве (за рубежом), электротехнике и химической промышленности, в лакокрасочном, кровельном и гидроизоляционном производствах.

Реклама

Асфальт искусственный - смесь нефтяных битумов (15-60%) с минеральным порошкообразным наполнителем (молотым известняком, доломитом и т.п.). По составу искусственный асфальт отличается от природного большим содержанием нефтяных масел. Используется главным образом в дорожном строительстве (вяжущий компонент асфальтобетона), а также как гидроизоляционный и электроизоляционный материал; для изготовления мастик, клеёв, замазок, асфальтовых лаков, а также при производстве кровельных материалов (мягкой черепицы, рубероида).

Асфальтом также принято называть асфальтобетонное покрытие дорог и тротуаров.

К. Н. Попов (искусственный асфальт).