Асимметричная федерация

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционный статус и объём полномочий. Асимметричная федерация характеризуется наличием в составе государства субъектов федерации и несубъектов, неодинаковым правовым статусом её субъектов и разными их полномочиями. Асимметричная федерация может включать ассоциированные государства. Например, в США - Пуэрто-Рико, а также федеральные территории (например, Виргинские  острова) и федеральный округ Колумбия, население которых не участвует в выборах парламента - Конгресса США (каждый из несубъектов посылает в его состав резидента-комиссара или делегата, наделённого лишь правом совещательного голоса). В Индии штаты обладают разной широтой прав (наибольшими - штат Джамму и Кашмир, штат Сикким, наименьшими - некоторые малые штаты, например Мегхалая); они неодинаково представлены в верхней палате парламента (от 1 до 34 представителей); имеется также несколько союзных территорий, не обладающих правами штатов. Элементы асимметрии присущи Австралии, Канаде, Танзании и многим другим федерациям.

Реклама

В Российской Федерации провозглашён принцип симметричной федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации), то есть все субъекты (республики, края, автономные округа и др.) равноправны. Однако в Российской Федерации имеется 6 различных видов субъектов Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, всё же имеет различия. Так, республики объявлены Конституцией Российской Федерации государствами, имеют свои конституции, многие из них - собственных президентов, своё гражданство. Другие субъекты Российской Федерации таких прав не имеют. Некоторые автономные округа — субъекты Российской Федерации входят в состав краёв и областей - других субъектов Российской Федерации, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных субъектов» другим «равноправным субъектам». Представители Российской Федерации и некоторых её субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целом эти договоры однотипны, но в некоторых случаях отдельным субъектам предоставляются более широкие полномочия (на 2005 год подписан ряд соглашений об отказе от таких договоров, но некоторые субъекты Российской Федерации настаивают на их сохранении). Действуют и другие факторы, отражающие элементы асимметричности (например, в сфере бюджетной политики). С экономической и политической точки зрения все федерации мира являются асимметричными: экономический потенциал их субъектов, влияние тех или иных субъектов на политику федерации неодинаковы, но понятие «Асимметричная федерация» в литературе используется преимущественно в юридическом смысле.

Лит.: Асимметричность Федерации. М., 1997.

В.Е. Чиркин.