Асли

АСЛИ (малайский оранг асли - коренные жители, оранг хутан - лесные люди, оранг далам - жители внутренних районов, оранг букит - жители возвышенностей, оранг хулу - жители верховьев рек), собирательное название аборигенов Малаккского полуострова (Малайзия). Включают разнородные по составу, языкам, антропологическому типу и культуре народы - потомков домалайского субстрата (негрито, или семангов, и сеноев) и ранних малайских миграций (протомалайцев). Общая численность 70-100 тысяч человек (1990-е годы, оценка).

Негрито (джехай, батек, мендрик, кинтак, кенсиу, че-вонг, или си-вонг тонга) традиционно живут во внутренних горных районах северной (штаты Кедах и Перак), отдельные группы - в центральной и  восточной части Малаккского полуострова (штаты Паханг и Тренгану) и на юге Таиланда (тонга). Численность свыше 8 тысяч человек. Сенои (семай, ях хут, или джахут, ланох, семелай, темок, семок бери, бисик, или бесиси, темиар) живут во внутренних районах северной и центральной части (штаты Перак, Келантан, Паханг), отдельные группы - на западе Малаккского полуострова (штаты Селангор и Негри-Сембилан). Численность около 40 тысяч человек.

Реклама

Протомалайцы (джакуп, или оранг хулу, темуан, оранг канак, оранг селитар) живут на юге Малаккского полуострова (штаты Паханг и Джохор). Численность около 21 тысячи человек.

Негрито принадлежат к негритосскому варианту меланезийской расы, сенои - к веддоидной расе, протомалайцы - к южно-азиатской расе. Языки негрито и сеноев относятся к аслийской группе мон-кхмерских языков (негрито владеют также языками сеноев), протомалайцев - к малайской группе австронезийских языков (туземнои парамалайские языки); современные протомалайцы говорят на диалекте малайского языка. Все асли знакомы с малайским языком.

АСЛИНегрито в основном занимаются бродячей охотой и собирательством. Основное оружие в прошлом - лук и стрелы, ныне - стрелометательная трубка. Кочуют группами по 10-30 человек, живут в шалашах. Во главе бродячей группы стоит старейшина (халак), совмещающий функции шамана, лекаря и прорицателя. Некоторые негрито вне резервации перешли к оседлому образу жизни, заняты работой по найму.

Большая часть сеноев и протомалайцев занимается оседлым подсечно-огневым земледелием (суходольный рис, маниок, бататы, бананы и др.). Некоторые племена протомалайцев ведут полубродячий образ жизни, занимаются также охотой и собирательством, прибрежные группы - рыболовством, добычей моллюсков, крабов и др., живут в лодках (смотри Оранг-лауты). У сеноев традиционного поселения насчитывают до 10 длинных домов, по 40-100 человек в каждом (смотри Большой дом). Старейшина длинного дома (тонгок) подчиняется вождю деревни (пенгхулу), две-три деревни объединяются под управлением джинанга, несколько деревень - под управлением батина. Протомалайцы живут малыми семьями в свайных домах, деревню возглавляет вождь, исполняющий также функции знахаря и шамана.

Традиционная одежда семангов и сеноев - из луба (тапы); юбочка и передник у женщин, набедренная повязка - у мужчин. Женщины носят бамбуковые гребни с резным орнаментом, ожерелья из бамбука, зубов животных, костей обезьян. Протомалайцы носят одежду общемалайского типа.

Семанги и сенои - приверженцы традиционных культов, протомалайцы - мусульмане-сунниты, сохраняют также домусульманские верования. У всех асли распространено шаманство: у сеноев и протомалайцев люди, осуществляющие связь с миром духов (хала - у сеноев, бомох, или поянг, поханг - у протомалайцев), проходят обряд посвящения, имеют отличительные знаки в одежде, обладают особым атрибутом - бамбуковым жезлом, покрытым резным геометрическим орнаментом.

Правительство Малайзии старается способствовать интеграции асли в состав малайцев, переходу к оседлости: выделяются субсидии, строятся образцовые поселения, организуются курсы по подготовке учителей, центры народных промыслов, предприятия по переработке дерева и т.п. Существует Департамент по делам аборигенов, где работают представители асли. С конца 20 века асли всё чаще заявляют о своих правах, прежде всего на землю, стремятся проникнуть во властные структуры. Имеются общественные организации, защищающие права асли, созданные как малайзийцами, так и иностранными представительствами в Малайзии (Союз оранг асли Малаккского полуострова, Фонд в поддержку оранг асли, Центр по связям с оранг асли и др.). Многие молодые асли переселяются в города, меняют образ жизни.

Лит.: Skeat W.W., Blagden С. О. Pagan races of the Malay Peninsula. L., 1906. Vol. 1- 2; Carey I. Orang Asli: the aboriginal tribes of peninsular Malaysia. Kuala Lumpur; N. Y., 1976; Ревуненкова Е. В., Кузнецов А. П. Малайзия // Малые народы Индонезии, Малайзии и Филиппин. М., 1982; Миклухо-Маклай Н. Н. Этнологическая экскурсия в Йохор (декабрь 1874 г. - февраль 1875 г.) // Собр. соч. М., 1994. Т. 4; он же. Этнологические экскурсии по Малайскому полуострову (ноябрь 1874 г. - октябрь 1875 г.) // Там же; Орлов О. Г. К социально-правовому положению аборигенов Западной Малайзии (оранг асли) // Страны и народы Востока. М., 2002. Вып. 31. Кн. 6.

Е. В. Ревуненкова.