Ассамблаж

АССАМБЛАЖ (французский assemblage - соединение, набор), произведение, основанное на объединении реальных объектов в трёхмерную композицию. Ассамблаж развивался в течениях авангардизма 1960-1970-х годов. По существу, представляет собой расширенный тип коллажа, сочетая предметы не только на плоскости, но и в пространстве. Иногда художники вводят готовые предметы в живописные произведения (Р. Раушенберг), в других случаях создают композиции исключительно из реди-мейд - «готовых форм» (например, промышленных изделий); сюда же относятся и так называемые падающие картины (монтаж предметов на вертикальной плоскости). Термин «ассамблаж» был введён в 1953 году Ж. Дюбюффе, но широкое распространение получил с 1961 года, когда в Современного искусства музее (Нью-Йорк) состоялась выставка «Искусство ассамблажа», представлявшая творчество художников поп-арта. В области ассамблажа работали французские художники группы «Новый реализм», американцы Д. Дайн, А. Кэпроу, поляк В. Хасиор и др.

Лит.: Kaprow А. Assemblage, environments and happenings. N. Y., 1966; Forty years of California assemblage. Los Ang., 1989.

В. А. Крючкова.