Ассирийская Церковь Востока

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА [Святая апостольская кафолическая ассирийская церковь Востока (до конца 19 века Церковь Востока)], древняя апостольская церковь, возникшая в 1 веке нашей эры в среде арамееязычного населения Месопотамии. Впоследствии включала в себя представителей многих народов Азии. В начале 21 века Ассирийская церковь Востока насчитывает около 400 тысяч верующих, главным образом ассирийцев. Глава Ассирийской церкви Востока - католикос-патриарх.

Вероучение и литургика. В основе вероучения Церкви Востока - синтез арамееязычной богословской традиции, представленной Афраатом, Ефремом Сирином, Нарсаем и другими авторами, и богословской традиции Антиохийской школы. Учителями Церкви Востока, наряду с сирийскими авторами, признаются Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский и Несторий (смотри Несторианство). Вследствие почитания Церковью Востока Нестория, чьё учение было осуждено на 3-м Вселенском соборе (431 год), а также Феодора Мопсуестийского, осуждённого на 5-м Вселенском соборе (553 год), за ней закрепилось наименование несторианской. Ассирийская церковь Востока отвергает такое наименование, указывая, во-первых, на своё апостольское происхождение, во-вторых, на то, что учение Нестория, изложенное в его апологическом сочинении «Книга Гераклида», не идентично учению, именуемому несторианством и осуждённому на 3-м Вселенском соборе. В начале 7 века синтез сирийской арамееязычной и антиохийской грекоязычной богословских традиций был завершён в сочинениях Баввая Великого. Им же была зафиксирована ставшая традиционной для Церкви Востока христологическая формула: «две природы, две кпомы (частные данности природы) в одном лице и одной воле Христа». Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса; литургический язык - сирийский, в Индийской митрополии - малаялам. Иконопочитание Ассирийской церкви Востока не свойственно. Крещение и евхаристия считаются основными таинствами. К числу таинств относятся также: миропомазание, священство, покаяние (без исповеди), закваска (малка), знамение креста. Традиция монашества в Церкви Востока прерывается в конце 19 века.

Реклама

История и устройство. Церковь Востока ведёт своё происхождение от христианских общин, возникших в Сирии и Месопотамии в 1-2 века нашей эры в результате проповеди Евангелия, связанной, по преданию, с именами апостолов Петра, Фомы, а также Аддая и Мария. Кохэ, пригород парфянской столицы Селевкии-Ктесифона, где в начале 80-х годов 1 века нашей эры Марием была основана христианская община, стал впоследствии одним из наиболее важных духовных центров Церкви Востока, а Селевкия-Ктесифон - историческим престолом её католикоса. В периоды столкновений между Римской империей и державой Сасанидов, принявших зороастризм в качестве государственной религии, христиане Персии подвергались гонениям, засвидетельствованным многочисленными документами (так называемыми актами мучеников). На соборах (410 и 420 годов) по инициативе византийского посольства Церковью Востока были признаны определения Никейского (325 год) и Константинопольского (381 год) Вселенских соборов. Собор 424 года подтвердил изначальную независимость Церкви Востока от Антиохии.

Большое значение для распространения влияния Церкви Востока имел Великий шёлковый путь. Связи общин «христиан апостола Фомы» в Индии с католикосом Церкви Востока прослеживаются с середины 4 века; известно о существовании в 5-6 веках епархий Церкви Востока на территории современных Йемена и Катара. Старейшие храмы в горных районах современного Курдистана датируются 4-5 веками. К 334 году относится упоминание епископской кафедры в Мерве (современная Мары). В 5-6 веках влияние Церкви Востока распространяется в Согдиане: в 8 веке уже существуют митрополия в Самарканде и епархии в Бухаре и Ташкенте. Из надписи на стеле, установленной в 781 году в монастыре, принадлежавшем Церкви Востока, в Сиань-Фу, известно о прибытии в 635 году миссии Церкви Востока в ганский Китай.

В рамках Церкви Востока сложилась система богословских школ; наиболее известны были эдесская «школа персов» и школа в Нисивине, в которой Феодор Мопсуестийский приобрёл безусловный авторитет. Традиционная образованность христиан Церкви Востока предопределила их положение культурной элиты в Арабском халифате. Большим авторитетом пользовались представители Церкви Востока, в основном сирийцы и уйгуры, в Монгольской империи. К 16 веку, после нашествий Тимура и османских завоеваний, Церковь Востока сохранилась лишь в неприступных горах Хаккяри (современная Южная Турция), в районах Урмии и Салмаса (Иран) и на юге Индии. В 16 веке христианские общины Индии подчинили португальские колонисты, вынудившие их принять католичество. В Сирии и Месопотамии существование отдельной церковной иерархии, признающей унию с Римом, было окончательно закреплено в 1830 году основанием Халдейской католической церкви. Помимо католической, в 19 веке среди ассирийцев действовали различные миссии: американская протестантская, англиканская, германская лютеранская, русская православная.

В 1960-е годы в Ассирийской церкви Востока произошёл раскол, обусловленный её переходом на григорианский календарь. Результатом раскола стало основание церкви, существующей отдельно от Ассирийской церкви Востока и именуемой Древней церковью Востока.

В 1-й половине 20 века началась массовая эмиграция ассирийцев на Кавказ, в Россию, в США, куда переселяется и католикос-иатриарх Церкви Востока. В СССР организация церковной жизни переселенцев была невозможна. Общины Ассирийской церкви Востока в Москве были созданы и зарегистрированы лишь в 1992-93-е годы. Зарегистрированные общины Ассирийской церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1996-98 годах в Москве возведён принадлежащий Ассирийской церкви Востока храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Источн.: Synodicon Orientale. Р., 1902; Babai Magni liber de Unione. Р., 1915; О’Dishoo. The Book of Marganitha. [Ernakulam], 1988. Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901; Пигулевская И. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Baum W., Winkler D. Die Apostolische Kirche des Ostens. Klagenfurt, 2000; Селезнев Н. Ассирийская Церковь Востока: Исторический очерк. М., 2001; он же. Христология Ассирийской Церкви Востока. М., 2002.

Н. Н. Селезнёв.