Атапаски
АТАПАСКИ, атабаски (самоназвания на многих языках дене, дине - люди), группа индейских народов, говорящих на атабаскских языках, в Северной Америке. Численность в США 422 тысячи человек (в том числе на Аляске - 19 тысяч человек, в Калифорнии и Орегоне - 8 тысяч человек, апачи и навахо - 395 тысяч человек; 2000, перепись), из них чистокровных атапаски - 346 тысяч человек; в Канаде, по разным оценкам, - от 24 тысяч до 45 тысяч человек.
Общие предки атапаски и индейцев эяк и тлинкитов (носители на-дене языков) были одними из последних переселенцев из Северо-Восточной Азии в Америку (5-4-е тысячелетие до нашей эры). Праатапаски выделились из этого единства около 1500 года до нашей эры как группа, склонная к внутриконтинентальной, а не береговой среде обитания. Прародина атапасков предположительно находится в верхнем течении реки Юкон. В процессе расселения атапаски распались на 3 группы.
Северные атапаски на западе субарктической зоны Америки разделяются на 3 подгруппы. Атапаски Аляски включают: ингалик (дег-хитан, 275 человек), холикачук (200 человек), коюкон (2300 человек), верхнекускоквимцев (колчан, 160 человек), танайна (денаина, 900 человек), атна (атена, 500 человек), танана (нижние танана, 380 человек), танакросс (220 человек), верхних танана (300 человек, из них часть в Канаде), хан (250 человек, из них 200 человек в Канаде), кучин (кутчин, гвичин; 2300 человек, из них 1200 человек в Канаде; 1997, оценка). К атапаскам Кордильер (Канада: территория Юкон, провинция Британская Колумбия, отчасти провинция Альберта) относятся: тутчоне (2400 человек), тагиш (400 человек), каска (900 человек), талтап (750 человек), секани (600 человек), бабин (северные карриер, 2200 человек), карриер (южные карриер, 2600 человек), чилкотин (1800 человек), а также переселившиеся в прерии сарси (600 человек), вымершие цецаут (жившие к западу от Кордильер, вблизи Тихоокеанского побережья) и никола (мигрировавшие на юг, в район Плато). Подгруппа атапасков бассейна реки Маккензи (Канада: Северо-Западные территории, север Британской Колумбии, провинции Альберта, Саскачеван, Манитоба) включает бивер (600 человек), слэйви (южные слэйви, 3600 человек), маунтэн, хэр и бэрлейк, иногда объединяемые под названием северные слэйви (общая численность 1600 человек), догриб (тличо, 3000 человек; 1987-2000, оценка), чипевайан (свыше 15 тысяч человек - 2004, оценка); ранее выделявшиеся йеллоунайф ныне слились с чипевайан и отчасти с догриб.
Реклама
Традиционная культура северных атапаски типична для индейцев Субарктики. Основное занятие - охота на крупного таёжного зверя, а также на все виды дичи, включая грызунов, у атапасков Аляски - также промысел лосося. Жилище - полусферическое или коническое, крытое шкурами; у атапасков Аляски известны полуземлянки, крытые дёрном (под влиянием эскимосов), одежда из рыбьей кожи. Общая особенность атапаскской одежды - штаны, составляющие одно целое с обувью. У атапасков Аляски и Кордильер преобладали матрилинейные роды, в бассейне Маккензи - билатеральные группы. Важнейший обряд - погребальный (покойники помещались на деревянной платформе или сжигались), большое значение имел потлач.
С началом контактов с европейцами (с конца 17 века на востоке - с торговцами Компании Гудзонова залива, с конца 18 века на западе - с русскими, смотри Русская Америка) основное значение приобретает товарный пушной промысел. Северные атапаски обращены в католичество и протестантство, ряд атапасков Аляски - в православие (сохраняется среди верхнекускоквимцев, большей части танайна и ингалик). Живут в основном вне резерваций. На Аляске большое значение имеют индейские паевые инвестиционные фонды, распоряжающиеся племенными землями.
Тихоокеанские атапаски включают 3 подгруппы. К колумбийским атапаски (нижнее течение реки Колумбия) относятся ныне вымершие квалиоква и клацканаи (тлацканаи). Подгруппа орегонских атапаски включает: верхних умпква (ампква, 1051 человек), коквилл (576 человек), а также частакоста, тутутни, галис, апплгейт, четко и др., ныне не сохранившихся как отдельные племена (общая численность 388 человек); большинство орегонских атапаски было поселено в 1850-х годах в резервациях Силец и Гранд-Ронд; к этой подгруппе относятся также толова (смит-ривер, 960 человек), живущие в основном на севере Калифорнии. В подгруппу калифорнийских атапаски входят: хупа и слившиеся с ними чилула (3100 человек), вилкут (редвуд, 30 человек), маттол (97 человек), бэр-ривер (129 человек), вайлаки (1732 человек), лассик (6 человек), като (175 человек - 2000, перепись США), вымершие синкйоне и нонгатл.
Тихоокеанские атапаски мигрировали в регион с севера в середине 1-го тысячелетия нашей эры. Их традиционная культура представляла собой континуум между культурами индейцев северо-западного побережья Северной Америки и Калифорнии; квалиоква и клацканаи сохраняли черты, характерные для индейцев Субарктики. Основные занятия - сбор желудей и промысел лосося, а также охота; у береговых народов (тутутни, толова, маттол, синкйоне) - промысел морского зверя, корюшки, моллюсков, яиц чаек. Преобладал патрилинейный счёт родства. Лидерство основывалось на личном богатстве, денежным эквивалентом служили раковины, лезвия из обсидиана и кремня, скальпы дятлов, шкуры оленя редкой раскраски и др. Основные ритуалы - обряды присвоения имени, женские инициации, похоронные, ежегодные церемонии обновления мира, сопровождавшиеся демонстрацией богатства; были распространены ритуальные бани.
К началу контактов с американцами (2-я четверть - середина 19 века) тихоокеанские атапаски насчитывали до 20 тысяч человек Численность большинства резко сократилась уже в первые десятилетия контактов, выжившие индейцы поселены в резервации (менее других пострадали хупа, получившие резервацию на исконной территории). С 1880-х годов многих атапаски, особенно в Орегоне, стали последователями шейкеризма (разновидности синкретических культов).
Южные атапаски - апачи и навахо, к 1415 веку мигрировавшие из Субарктики на юго-запад США и прилегающие территории прерий, где восприняли некоторые черты культуры соседних народов (земледелие у навахо, охота на бизона у апачи и др.), сохранив при этом и черты исконной культуры.
Для атапасков в целом характерны ориентация на континентальную среду обитания (за исключением прибрежных народов - танайна, толова и отчасти маттол и синкйоне), меркантилизм и индивидуализм, сохранение дистанции по отношению к соседним народам в сочетании с высокой адаптивной способностью и восприимчивостью к культурным инновациям. Южные и тихоокеанские атапаски, далеко ушедшие от исконной прародины, несмотря на близость языков, не сохранили памяти о своих миграциях. Реконструируются общие признаки праатапаскской системы терминов родства.
Лит.: Dyen I., Aberle D. F. Lexical reconstruction: the case of the Proto-Athapaskan kinship system. L.; N. Y., 1974; Handbook of North American Indians. Vol. 8: California / Ed. R. F. Heizer. Wash., 1978. Vol. 6: Subarctic / Ed. J. Helm. Wash., 1981. Vol. 7: Northwest coast / Ed. W. Suttles. Wash., 1990; Дзенискевич Г. И. Атапаски Аляски. Л., 1987; Ives J. W. А theory of Northern Athapaskan prehistory. Boulder, 1990.
А. А. Кибрик.