Атомизация социальная
АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, амбивалентный процесс разобщения и эгоистического обособления людей, расхождения их частных интересов, ослабления и распада множества личностных и групповых связей, с одной стороны, и приобретения отдельным человеком самостоятельной сферы деятельности и приватной жизни, личного самосознания, освобождения от прямых личных зависимостей, единообразного коллективного сознания, групповых предрассудков и надзора, то есть индивидуализации (от латинского Individuum - неделимое, особь), с другой стороны.
Социальная философия и социология 18-20 века чаще всего связывали атомизацию социальную с переходом от традиционных обществ, скрепляемых «естественными» и «органическими» непосредственно-личными связями (кровнородственными, родовыми, общинными и т.п.), к обществам современного типа с господством опосредованных, универсальных, безличных связей (товарно-денежных , абстрактно-символических, объективно определенных местом в системе разделения труда и т.п.). Новые проявления атомизации социальной в конце 20 - начале 21 века анализируются в концепциях «новой индивидуализации», глобализации и постиндустриального информационного общества. В первой концепции атомизация социальная связывается с тенденцией членов наиболее развитых обществ искать и планировать формы и ситуации собственной жизни вне традиционных путей крупных общественных групп - социальных сословий, классов и слоёв; во второй - с появлением космополитических кочевых «новых элит», которые порывают с национальной, региональной и местной ответственностью; в третьей - с тенденцией компьютерных технологий порождать новый вид одиночества и самоизоляции индивидов.
Реклама
Предельную степень односторонней атомизации социальной (без компонента индивидуализации, имеющего прочную опору в исторических национальных институтах и культуре) обычно связывают с идеей бесструктурного массового общества, возникающего в переходные периоды исторических кризисов и катастроф, когда население выпадает из традиционных сетей и форм социальной организации и атомарная изоляция людей порождает массовое чувство беспомощности и социальной беззащитности. Такая атомизация социальная - «предтоталитарна» (Х. Арендт), ибо единственной опорой для атомарного массового человека с оборванными личными контактами и тотальным недоверием к ближнему становится внешнее принуждение политической власти и насаждаемое ею внутреннее самопринуждение идеологического мышления (чаще всего националистического). Предшественником этой концепции атомизации социальной был политический абсолютизм Т. Гоббса, у которого людей разобщает сама «природа», наделяя их потенциально равными способностями убивать и делая всех одинаково незащищёнными, из чего следует необходимость государства-Левиафана, спасающего индивидов от войны «всех против всех» как «естественного состояния». Смотри также Индивидуализм методологический, Номинализм.
Лит.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1968. Т. 46. Ч. 1; Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. М., 1991. Т. 2; Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. Гл. 10-13; Бек У. Общество риска. М., 2000. Ч. 2; Элиас П. Общество индивидов. М., 2001; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
А. Д. Ковалёв.