«Атомная дипломатия»

«АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ», принятое в исторической и политологической науке обозначение внешнеполитической стратегии, а также приёмов и методов дипломатии США, основанных на монопольном владении атомным оружием в первые годы после 2-й мировой войны. Первенство США в научной разработке и технологии создания атомного оружия (смотри Проект «Манхэттен») вызвало к жизни идею использовать сложившуюся ситуацию для изменения соотношения сил на мировой арене в пользу США и обеспечения их геостратегических интересов. Фактор монопольного владения атомным оружием принимался в расчёт в процессе разработки внешнеполитических планов США уже с конца 1944 года, и вполне проявил себя в период проведения Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года, и особенно после атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки 6 августа и 9 августа 1945 года. Использование атомного оружия против Японии на заключительном этапе 2-й мировой войны, мало обоснованное в военном отношении, углубило кризис доверия в межсоюзнических отношениях и явилось важной предпосылкой возникновения «холодной войны». В СССР удары по японским городам и последовавшие затем новые испытания атомных бомб расценили как направленные против него акты устрашения. В это время в США и Великобритании уже сложились влиятельные группы государственных и политических деятелей, рассматривавшие атомное оружие как эффективное средство «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма и сделавшие ставку на его накопление и совершенствование. Развитием собственной атомной программы Советскому Союзу удалось ликвидировать атомную монополию США и тем самым снять непосредственную угрозу его национальной безопасности. После испытаний в Советском Союзе собственной атомной бомбы (1949) и запуска искусственного спутника Земли (1957) стало очевидным, что США теряют первенство в создании, как ядерного оружия, так и средств его доставки.

Складывание фактического паритета в области ракетно-ядерных вооружений к началу 1960-х годов привело к необходимости внести серьёзные коррективы в американскую «атомную дипломатию». При сохранении главной идеи «атомной дипломатии», заключавшейся в достижении качественного превосходства в вооружениях как основы для осуществления политики «с позиции силы», американское руководство, осознавая риск взаимного уничтожения в случае ядерного конфликта, пошло на поиски договорённостей в области мер доверия и контроля над оружием массового поражения. Переговорный процесс в 1960-80-х годах то оживлялся, то тормозился, но, наращивая ракетно-ядерный потенциал и планируя способы преодоления военного равновесия между блоками (прежде всего планы Стратегической оборонной инициативы США - СОИ), США в условиях продолжавшейся конфронтации вынуждали СССР предпринимать гигантские усилия в гонке вооружений, всё менее отвечавшие его экономическим возможностям. Крушение советского блока не привело, однако, к свёртыванию американских военных программ, и синдром «атомной дипломатии» проявляет себя в стремлении США утвердить своё единоличное лидерство в современном мире. Таким образом, «атомная дипломатия» и в своей активной фазе (середина 1940-х - конец 1950-х годов), и в трансформированном виде сыграла важную роль в определении главных тенденций послевоенного развития мира.

Лит.: Sherwin М.А. А world destroyed: Hiroshima and the origins of the arms race. N. Y., 1987; Мальков В.Л. «Манхэттенский проект». Разведка и дипломатия. М., 1995; Alperovitz G. The decision to use the atomic bomb. N. Y., 1995.

В. Л. Мальков.

Связанные статьи