Атональность

АТОНАЛЬНОСТЬ (от а... и тональность), музыкальный  термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального центра (тоники). Термин охватывает большую область музыкальных  явлений 20-21 веков, связанных с интенсивным использованием хроматизма, отказом от 7-ступенной диатоники, от мажора и минора, консонирующего трезвучия (смотри Консонанс и диссонанс) и, как следствие, от систем родства тональностей, от возможности модуляций и тонального плана, организующего музыкальное  произведение. Эпизодически тональная неопределенность встречается уже в романтичной гармонии. Усложнение музыкального  языка на рубеже 19-20 веков закономерно привело к появлению гармонических систем, несводимых к классической тональной функциональности и иногда неправомерно причисляемых к атональности (расширенная тональность, модальность симметричных ладов, часто в сочетании с ритмической иррегулярностью в музыкальном  импрессионизме, поздних сочинениях А. Н. Скрябина, творчестве Ч. Айвза и др.).

Реклама

Последовательный разрыв с тональной логикой осуществили связанные с эстетикой экспрессионизма композиторы новой венской школы, в своих сочинениях проделавшие путь от расширенной тональности через так называемую свободную атональность к разработанной атональности Шёнбергом новой системе композиции (смотри Додекафония, Серийная техника). А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и ряд музыкальных  теоретиков (в России - Ю. Н. Холопов) критиковали термин «атональность» за его неточность, отсутствие указаний на конкретные типы звуковысотной организации. По отношению к ряду искусственных гармонических систем (например, тропам Й. М. Хауэра) термин сохраняет своё значение как негативно оценочный.

Лит.: Berg А. What is atonality? // Sloniтsky N. Music since 1900. N. Y., 1938; Schoenberg А. Style and idea. N. Y., 1958; Perle G. Serial composition and atonality. Berk., 1962; Реши Р. Тональность в современной музыке. Л., 1968; Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972; Холопов Ю. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. М., 1974. Вып. 8; он же. «Tonal oder atonal?» - о гармонии и формообразовании у А. Шёнберга // А. Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. М., 2002; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX век М., 1976.