Авалокитешвара

АВАЛОКИТЕШВАРА (санскрипт «Владыка, милостиво взирающий на существа», или «Владыка, внимающий мольбам страждущих»), в махаяне просветлённое существо, давшее обет бодхисаттвы не уходить в нирвану, а остаться в сансаре, чтобы помогать живым существам освободиться от страданий. Авалокитешвара олицетворяет идеал вселенского сострадания, его считают эманацией будды Амитабхи.

Культ Авалокитешвары складывался с 1 века, его изображают в человеческом облике, с непременным лотосом в руке, четырёх-, шести- и тысячеруким, одиннадцатиликим (или одиннадцатиглавым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, головы - присутствие в разных сферах существования. Авалокитешвара может воплощаться в разные формы (всего 32), а также принимать облик индуистских (смотри Индуизм) богов Брахмы, Вишну, Шивы и др.

Огромна популярность Авалокитешвары в странах северного буддизма. Ему поклоняются под разными именами: Гуань-ши-инь - в Китае, Кваным - в Корее, Каннон - в Японии, в гималайских странах и Тибете - Ченрези, в Монголии и у буддийских народов России - Арья-Боло (или Хоншим). Авалокитешвара воплощается в местные божества, особенно женские (его часто изображают в облике женщины), в Тибете - в живых людей: духовных глав буддийских школ (далай-лам и кармап). Считается, что Авалокитешвара  - главный на земле в период между нирваной Будды Шакьямуни и рождением будды будущего — Майтреи.

В. П. Андросов.