Авгуры
АВГУРЫ (латинский augures), в Древнем Риме жрецы-птицегадатели. Название - либо от латинского augere - увеличивать, умножать плодородие, либо от auspicare, aves spicere (наблюдать за птицами, гадать по полёту птиц). Согласно традиции, коллегия авгуров была учреждена Ромулом первоначально в составе 2 человек, постепенно их число возросло до 15 при Сулле, до 16 - при Цезаре.
Должность авгура была пожизненной. Гадания, касающиеся всеобщих, государственных дел, назывались авгуриями или городскими ауспициями, а частных, семейных дел, проводимых главой семьи, - ауспициями. Авгурии происходили на Капитолии в определённом месте (авгуракул - auguraculum), в полночь при ясном небе. Правила гаданий и всей деятельности коллегии авгуров записывались в особых книгах. Знамения, поданные божеством (Юпитером) и подлежащие объяснению авгурами, делились на 5 разрядов: исходящие от неба (ex caelo - зарницы, молнии, гром), от птиц (ex avibus - по полёту коршунов, орлов, по крику воронов, петухов, сов), от топчущихся [ex tripudiis, то есть кур (pulli)], от четвероногих (ех quadrupedibus - лисы, собаки), от неприятных случайностей (ex diris - внезапное спотыкание, чихание). Заключения авгура (decreta, responsa) воздействовали на решение государственных дел, таких, как строительство храмов, установление границ, постановления сената и магистратов, определение начала сражений, для чего при полководцах находились служители, смотрящие за курами в клетках. С течением времени влияние авгуров уменьшалось в пользу жрецов-понтификов. Внешним отличием авгура были трабея (одежда с пурпурными полосами) и жезл.
Лит.: Catalano Р. Contribute alio studio del diritto augurale. Torino, 1960; Сидорович О. В. Дивинация: религия и политика в архаическом Риме // Религия и община в Древнем Риме. М., 1994; Кофанов Л.Л. Коллегия авгуров // Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001.
И. Л. Маяк.