Авианесущий Корабль

АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ общее название кораблей (судов) различных классов и типов, способных обеспечить базирование летательных аппаратов (ЛА) и использование их для выполнения широкого круга задач. К авианесущим кораблям, помимо авианосцев и вертолётоносцев, относится большая часть крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов, противолодочных кораблей, в ВМС некоторых стран - десантные корабли, корабли управления, боевые катера и вспомогательные суда. Из судов служебно-вспомогательного и технического флота к авианесущим кораблям могут относиться гидрографические, научно-исследовательские, спасательные суда и ледоколы. Для обеспечения взлёта и посадки ЛА авианосцы, тяжёлые авианесущие крейсера (ТАКР) и вертолётоносцы оборудованы специальной полётной палубой, другие виды авианесущих кораблей - взлётно-посадочными площадками. Большинство авианесущих кораблей имеют ангары для хранения и технического обслуживания авиационной техники, ёмкости авиационного топлива, склады, ремонтные мастерские и др. Запуск ЛА с авианесущих кораблей осуществляется при помощи катапульт либо самостоятельно.

Реклама

Впервые суда для перевозки и использования ЛА стали применять в конце 19 начале 20 века. В состав французского и российского флотов в 1895-1904 годах входили корабли, оборудованные привязными аэростатами. В 1-ю мировую войну в составе флотов воевавших стран появились так называемые авиатранспорты (гидроавиатранспорты) - суда, оборудованные ангарами для хранения гидросамолётов и устройствами для их спуска на воду и подъёма (поднимали на борт до 12 самолётов). В России к 1915 году под авиатранспорты переоборудованы 4 парохода и крейсер «Алмаз».

АвианосцыАвианосцы - корабли, основным боевым средством которых являются самолёты, появились в конце 1-й мировой войны в британском флоте. Первоначально они рассматривались как дополнение к основным силам флота. Первым кораблём, приспособленным для использования самолётов с колёсным шасси, стал английский линейный крейсер «Фьюриэс», на котором в 1917 году вместо носовых орудийных башен была оборудована взлётная площадка, а в 1918 году в кормовой части построена посадочная площадка с ангаром. Первым авианосцем со сплошной полётной палубой, пригодной для взлёта и посадки самолётов, стал переоборудованный из грузопассажирского парохода английский авианосец «Аргус» (1918).

После 1-й мировой войны Великобритания, Франция, США и Япония продолжали строительство авианосцев по специальным проектам и за счёт переоборудования недостроенных линкоров и линейных крейсеров. Для запуска самолётов на кораблях и судах стали устанавливать паровые и пневматические катапульты. К началу 2-й мировой войны в строю английского, французского, американского и японского флотов было 19 авианосцев, в ходе войны построено и вступило в строй 169.

Авианосцы в зависимости от водоизмещения и предназначения делились на тяжёлые - для авиаударов по кораблям и береговым целям (несли 65-100 самолётов; американский «Йорктаун», «Эссекс»; японский «Сорю», «Сёкаку»; английский «Имплэкебл»), лёгкие - для противовоздушной и противолодочной обороны сил флота (25-50 самолётов; американский «Индепенденс», японский «Сёхо», английский «Колоссус»), эскортные - для противолодочной и противовоздушной защиты конвоев (например, американский «Касабланка»). Техническому совершенствованию авианосцев способствовало их успешное применение в Тихоокеанских кампаниях 1941-45 годов, в которых авианосцы стали основной ударной силой флота. С 1950-х годов на авианосцах базируются самолёты - носители ядерного оружия. В 1961 году в состав ВМС США вошёл первый атомный авианосец «Энтерпрайз», в 1975 - атомный авианосец «Честер У. Нимиц», первый корабль наиболее многочисленной серии атомных авианосцев (к 1998 году построено 8 кораблей).

Боевые корабли других классов (линкоры, крейсера и некоторые японские подводные лодки) в 1920-х - начале 1950-х годов оснащались бортовыми гидросамолётами, предназначенными для разведки и корректировки огня, и таким образом становились авианесущими.

В 1920-е годы самолётами начали оснащаться суда гражданского назначения. Почтовые гидросамолёты были установлены на американском лайнере «Левиафан» (1927), французском лайнере «Иль-де-Франс» (1928), германских лайнерах «Бремен» (1929) и «Европа» (1930), курсировавших по трансатлантическим линиям. В 1943-44 годах начались опыты по установке и использованию вертолётов на борту боевых кораблей и судов. В 1955-56 годах в составе ВМС США появились первые десантные вертолётоносцы, переоборудованные из конвойных авианосцев. В начале 1960-х годов в состав ВМФ СССР, ВМС Великобритании, Франции и Италии вошли противолодочные крейсера-вертолётоносцы. В середине 1960-х годов в СССР и Великобритании созданы самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП), принятые в 1970-х годах на вооружение авианесущих кораблей. В СССР это привело к развитию нового класса кораблей - ТАКР («Киев», «Новороссийск» и др.).

Крупнейшими современными авианесущими кораблями являются авианосцы, ТАКР, противолодочные и десантные вертолётоносцы. Современные авианосцы - самые крупные надводные корабли. Они предназначены для ударов по кораблям противника, завоевания господства в воздухе, ПВО сил флота, воздушной разведки, поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), поддержки сухопутных войск, в том числе в ходе морских десантов, ударов по важным объектам промышленности и инфраструктуры. Водоизмещение (полное) до 100 тысяч тонн, скорость свыше 30 узлов (55 км/ч), авиационное вооружение до 80 самолётов и вертолётов. По архитектурному типу (смотри Корабельная архитектура) авианосцы могут быть гладкопалубными, а также высокобортными с так называемой островной надстройкой, смещённой к борту в средней части корабля. Для одновременного проведения взлётов и посадки посадочная палуба повёрнута на угол около 10°. Для взлёта самолётов используются паровые катапульты, разгоняющие их до скорости 280-320 км/ч на участке 75-95 м за время 2-2,5 с и способные обеспечить взлёт самолётов с интервалом в 30 секунд. Некоторые авианосцы оборудованы трамплином для облегчения взлёта. Для торможения при посадке применяется тросовый аэрофинишёр. Для автоматического управления посадкой самолётов используется радиотехническая система посадки. Для визуальной посадки применяется палубная светооптическая система посадки. Под полётной палубой расположена так называемая ангарная палуба с ангарами, занимающими 65-80% длины корабля и 25% его объёма. Подачу ЛА на полётную палубу обеспечивают 2-4 бортовых (палубных) самолётоподъёмника. Экипаж 4000-6000 человек. Авианосцы оснащены зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами самообороны, радиоэлектронными комплексами обнаружения целей, управления оружием, радиоэлектронной борьбы и др. Авианосцы действуют в составе авианосных многоцелевых групп, которые могут сводиться в авианосные ударные соединения. В начале 21 века авианосцы находятся в строю ВМС 9 стран мира, из них наибольшим числом авианосцев располагают США, что даёт им возможность поддерживать военно-политическое присутствие практически по всему миру.

Противолодочные вертолётоносцы (крейсера) ВМС Великобритании, Италии и Франции имеют водоизмещение от 15 до 40 тысяч тонн, несут 20-32 противолодочных вертолёта. Десантные вертолётоносцы (универсальные десантные корабли) входят в состав ВМС США (водоизмещение до 40,5 тысяч тонн; до 42 вертолётов и до 10 самолётов вертикального взлёта и посадки, до 1800 человек с вооружением).

Крупнейший авианесущий корабль ВМФ Российской Федерации - ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Лит.: Боевое использование авианосцев. М., 1973; Белавин Н.И. Авианесущие корабли. М., 1990.  

К. В. Захаров.