Автодорожный Тоннель
АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ, тоннель по трассе автомобильных дорог для пропуска автотранспортных средств через высотные (горный тоннель) или водные (подводный тоннель) препятствия.
Автодорожные тоннели располагаются в плане на прямых или криволинейных участках (с минимальным радиусом 250-300 м); могут иметь односкатный или двухскатный продольный профиль (с максимальным уклоном 40-60‰, минимальный - 3-5‰).
Автодорожные тоннели сооружают для одностороннего или встречного движения в одном, а иногда в двух уровнях. Для пропуска односторонних транспортных потоков устраивают два параллельных автодорожных тоннеля. Ширина проезжей части наиболее распространённого двухполосного автодорожного тоннеля составляет 7-9 м, служебных проходов 0,75-1 м, высота транспортной зоны 4,8-5 м, пропускная способность 1,5-3 тысячи автомобилей в час. Автодорожные тоннели оснащают автоматизированными системами искусственной вентиляции, освещения, водоотвода, безопасности движения, противопожарными устройствами и прочим. По трассе протяжённых автодорожных тоннелей устраивают технологические шахтные стволы, вентиляционные и дренажные камеры, камеры для укрытия и разворота автомобилей и прочее.
С начала 20 века в мире построены многочисленные автодорожные тоннели, среди которых наиболее протяжённые - Лаердал (24,5 км) в Норвегии, Сен-Готард (16,3 км) в Швейцарии. В России эксплуатируются горные Рокский (Кавказ, 3,6 км) и Краснополянский (Кавказ, 2,5 км) тоннели, подводный Канонерский (Санкт-Петербург, 1 км) и другие.
Смотри также Тоннель, Городской тоннель.
Л. В. Маковский.