Автоматизация Посадки Самолёта

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСАДКИ САМОЛЁТА, частичная или полная передача функций экипажа на различных этапах посадки самолёта (заход на посадку, собственно посадка) системе автоматического управления самолётом (автопилоту).

Точность автоматического захода на посадку обеспечивается взаимодействием бортового радиотехнического и пилотажно-навигационного оборудования с наземными радиотехническими средствами. Степень автоматизации посадки самолета зависит от погодного минимума, характеризующего погодные условия (высота нижней границы облаков, видимость на взлётно-посадочной полосе и других) во время захода на посадку или при посадке самолёта, а также от категорий погодного минимума для самолёта, аэродрома и командира самолёта. Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) установлено по 3 категории погодного минимума для самолётов, аэродромов и командиров воздушных судов. При этом, если у них разные категории погодного минимума, автоматизацию посадки самолета проводят по категории с более низким минимумом. При автоматизации посадки самолета по I и II категориям погодного минимума автоматическое пилотирование самолёта по глиссаде осуществляется до определённой высоты, после чего управление передаётся лётчику. Категория III позволяет совершать посадку в автоматическом режиме. Автоматизация посадки самолета обеспечивает повышенную безопасность полёта из-за уменьшения влияния «человеческого фактора». Она также экономически эффективна, так как в непогоду (при соответствующих погодных минимумах) позволяет самолёту приземлиться в аэропорту назначения, а не уходить на запасной аэродром.

Реклама

Бортовые приборы для автоматизации посадки самолета включают в себя радиотехнические угломерные системы (курсовой и глиссадный приёмники), радиовысотомер малых высот и другую аппаратуру. Оборудование аэродромов, позволяющих автоматизацию посадки самолета, состоит из курсовых и глиссадных радиомаяков, светотехнических систем и других. Разработаны микроволновые системы автоматизации посадки самолета, при которых траектория самолёта отслеживается в радионавигационном и радиолокационном полях, организованных в пространстве над аэропортом с помощью радиотехнических средств аэропорта. Подобная полностью автоматическая посадка выполнена в 1988 году отечественным пилотируемым орбитальным кораблём многоразового использования «Буран». Отрабатываются и другие системы автоматизации посадки самолета, например, с помощью навигационных спутников Земли.

Лит.: Белогородский С.Л. Автоматизация управления посадкой самолета. М., 1972.

В. И. Кобзев.