Айер Алфред Джулс

АЙЕР  (Ayer) Алфред Джулс (29.10.1910, Лондон - 27.6.1989, там же), английский философ, представитель логического эмпиризма. Член Британской Академии Наук (1952 год). Окончил Оксфордский университет (1932 год) и преподавал там с 1933 года. Профессор Лондонского (1946-59 годы) и Оксфордского (1959-78 годы) университетов.

Первая книга Айера «Язык, истина и логика» («Language, truth and logic», 1936 год) содержит одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и его феноменалистического крыла в частности. Задачей философии признаётся логическое прояснение основных научных понятий, а не заключение о том, чем вещи являются в действительности. Айер принимает «слабый» вариант ключевого для этого направления принципа верификации, считая, что предложение осмысленно, только если оно либо является аналитическим (утверждения математики и логики), либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению его истинности или ложности» (утверждения естественных наук и повседневного опыта). Предложения, не принадлежащие ни к одному из этих классов (утверждения метафизики, теологии, эстетики и этики), не могут быть ни истинными, ни ложными. Метафизического утверждения лишены смысла, они возникают в результате логических и лингвистических ошибок. К этическим и эстетическим суждениям Айер относится менее критично, считая, что они могут иметь «эмотивную» нагруженность и быть выражением внутреннего мира высказывающих их людей.

Реклама

В «Основаниях эмпирического знания» («The foundation of empirical knowledge», 1940 год) Айер продолжает защиту феноменализма: всё, что может быть сказано о физических объектах, может быть преобразовано в утверждения о чувственных данных, из которых, однако, не следует истинность утверждений о физических объектах. Работа «Проблема познания» («The problem of knowledge», 1956 год) направлена уже не столько против метафизики, сколько против скептицизма.

В более поздних работах («Центральные вопросы философии», «The central questions of philosophy», 1973 год, и другие) Айер занимает позицию, которую он называет «усовершенствованным реализмом»: хотя физический мир конструируется из ресурсов чувственного опыта, физические объекты трактуются не просто как способы упорядочения этого опыта, а как сущности, обладающие самостоятельной реальностью и причинно обусловливающие те «перцепты», из которых они были построены. В этике Айер развивал позицию утилитаризма, интерпретируя принцип наибольшего блага как выражение произвольной фундаментальной установки.

Соч.: Thinking and meaning. L., 1947; Philosophical essays. L.; N. Y., 1954; The concept of а person and other essays. L., 1963; The origins of pragmatism. L., 1968; Metaphysics and common sense. L., 1969; Russell and Moore: the analytical heritage. L., 1971; Probability and evidence. L., 1972; Bertrand Russell. L., 1972; Part of my life. L., 1977; Hume. Oxf.; N. Y., 1980; Philosophy in the twentieth century. L., 1982; More of my life. L., 1984; Freedom and morality and other essays. Oxf.; N. Y., 1984; Wittgenstein. L., 1985.

Лит.: Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Perception and identity/Ed. by G. F. MacDonald. L., 1979; Foster J. А. J. Ayer. L., 1985; Fact, science and morality/Ed. By G. F. MacDonald and С. Wright. Oxf., 1986; А. J. Ayer memorial essays/Ed. by А. Phillips Griffiths. N. Y., 1991; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Hanfling О. Ayer. N. Y., 1999.   

М. В. Лебедев.