Игнатий Антиохийский

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ, Богоносец (греческий ‘Ιγνάτιος о Θεοφόρος) (около 35 - около 107), согласно церковному преданию, ученик апостола Иоанна Богослова, епископ Антиохийский (около 68), богослов периода ранней Церкви, представитель малоазийской традиции богословия, один из числа мужей апостольских, священномученик.

Сведения о жизни Игнатия Антиохийского крайне ограничены и содержатся преимущественно в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Ряд исследователей выдвинули гипотезу о сирийском происхождении Игнатия Антиохийского, которая основывалась на несовершенстве греческого языка в его посланиях. Согласно Евсевию Кесарийскому, Игнатий Антиохийский был преемником епископа Еводия на Антиохийской кафедре («Церковная история», III, 22). Существует также традиция считать Игнатия Антиохийского вторым епископом Антиохийским, непосредственным преемником апостол Петра. Согласно святому Иоанну Златоусту, Игнатий Антиохийский был «общником апостолов» (42-я беседа «О святом Игнатии»), то есть либо лично знал апостолов, либо твёрдо придерживался апостольской традиции, «...и руки апостолов лежали на его честной главе». Игнатия Антиохийского стали именовать Богоносцем, поскольку некоторые авторы сообщают, что ребёнок, которого Спаситель поставил среди своих учеников и сказал: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2-3), был маленький Игнатий (этой традиции придерживается, в частности, Симеон Метафраст). Однако святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что Игнатий Антиохийский уже не видел Господа во плоти. В правление римского императора Траяна Игнатий Антиохийский был арестован в Антиохии и отправлен в Рим, где принял мученическую кончину в Колизее.

Реклама

Игнатий Антиохийский является автором 7 дошедших до нас посланий, написанных на пути в Рим: к Римлянам, к Ефесянам, к Магнезийцам, к Траллийцам, к Филадельфийцам, к Смирнянам, а также частного послания Поликарпу Смирнскому. Для богословия Игнатия Антиохийского наибольшее значение представляют три тесно взаимосвязанные темы: христология, сотериология, экклезиология. Христологическое учение Игнатия Антиохийского направлено преимущественно на опровержение христологии докетизма. Игнатий Антиохийский безусловно отвергает всякие сомнения в материальности тела Христа, в реальной природе Боговоплощения и Крестных мук Спасителя. Эта конкретность, историчность имеют для Игнатия Антиохийского решающее значение в деле спасения, ибо если телесный облик Христа был лишь видимостью (как утверждали докеты), то и спасение и искупление происходят лишь по видимости, а не в действительности (сравни: послания к Траллийцам, 9; к Ефесянам, 7). Чтобы спасти нас, Христос должен был в точности уподобиться нам, а, следовательно, облечься настоящей, живой человеческой плотью. Подобным образом обоснованная сотериология Игнатия Антиохийского служит также основой сформулированной им этической концепции, состоящей в подражании Христу. Согласно Игнатию Антиохийскому, это подражание не должно ограничиваться лишь соблюдением нравственного закона, но, как Спаситель полностью и реально воспринял нашу человеческую участь, так же и христианин должен сознательно уподобиться Его жизни, и особенно Страстям и смерти (послания к Траллийцам, 10; к Магнезийцам, 5). Более того, добровольное мученичество, согласно Игнатию Антиохийскому, - есть наивысшее, наисовершенное подражание Христу. В Послании к Римлянам Игнатий Антиохийский прямо просит римских христиан не заступаться за него и не стараться воспрепятствовать его смерти: «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога... Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым... Если пострадаю - буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нём свободным» (к Римлянам, 4). Экклезиология Игнатия Антиохийского также непосредственно обусловлена его христологией. Поскольку для нашего спасения необходима реальность Боговоплощения и Крестных мук, постольку и спасение осуществляется в видимой общине. Согласно Игнатию Антиохийскому, быть христианином лишь на мистическом кажущемся уровне, без участия в видимой Церкви, невозможно: «Поэтому, кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя...» (к Ефесянам, 5:3), «... но в общем собрании да будем у вас» (к Магнезийцам, 7:1). Подчёркивая сакральную природу Церкви как евхаристического собрания, имеющего прообразом саму Тайную вечерю, Игнатий Антиохийский указывает на необходимость придания ей определённой организационной структуры и руководства в соответствии с прообразом, утверждая тем самым положение о так называемом монархическом епископате: «Я убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам ... вверено служение Иисуса Христа» (к Магнезийцам, 6:1).

Тогда же Игнатий Антиохийский вводит термин «кафолическая» Церковь - как собрание для всех и всех: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (к Смирнянам, 8). Обозначая христианскую общину, Игнатий Антиохийский использует производные от греческого глагола παροικέω (в том числе «переселяться»), подчёркивая единство Церкви в её общем доме - небесном Иерусалиме - и временное странствующее земное пребывание в поместных общинах. В истории ранней Церкви Игнатий Антиохийский признан первым крупным христианским писателем и богословом неиудейского происхождения и из неиудейской среды. С именем Игнатия Антиохийского связывают введение в богослужебную практику антифонного пения, по образу узренных Игнатия Антиохийского в видении ангельских хоров, поочерёдно воспевавших Бога (Сократ Схоластик. «Церковная история», VI, 8).

Дни памяти Игнатия Антиохийского: в  восточной Церкви - 20 декабря (2 января); в западной Церкви - 17 октября (согласно сирийскому мартирологу 4 века).

Д. В. Зайцев.