Игрушка
ИГРУШКА, предмет, использующийся главным образом в детских играх, предназначенный для забавы, обучения, эстетического воспитания и развития детей. Игрушка обладает обобщёнными типичными свойствами воспроизводимого объекта, обеспечивает имитацию соответствующих действий с ним; ей в большой мере присущи условность, лаконизм, порой и жизнеподобие. Значение игрушки как средства психического развития тем больше, чем ребёнок младше. В любом возрасте детям нужны не только готовые игрушки, но и материалы для создания игрушек-самоделок и инструменты для творчества.
Типология игрушки. Принято различать игрушку народную (как обрядовую, так и собственно детскую), игрушки-самоделки, изготовляемые самими детьми, и промышленную. Игрушки классифицируются также по функциям и сферам применения. Игрушки для подвижных и спортивных игр представлены каталками, серсо, бильбоке, кольцебросами, воздушными змеями, самокатами и др. Игрушки для сюжетно-ролевых игр и игр-забав составляют наиболее многочисленные группы; к 1-й группе относятся куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда); ко 2-й - «дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные игрушки и т.п.); также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы. Наряду с механическими в современных игрушках-забавах применяются электротехнические и электронные устройства. Игрушки для дидактических и познавательных игр сконструированы с учётом определённой обучающей программы, которая усваивается ребёнком в процессе игры. Некоторые игрушки разработаны на основе принципа самообучения (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрёшки).
Реклама
К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушка венгерского инженера Э. Рубика), а также настольные и настольно-печатные игры с правилами. Игрушки для строительно-конструкторских и технических игр объединяют наборы строительных деталей, конструкторы, некоторые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, электронных и других устройств. Театральными игрушками принято называть куклы-персонажи, «би-ба-бо», марионетки; к ним принадлежат также наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, басням; декорационные панно на определённые темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и другие устройства; театральные костюмы и их элементы, парики и маски. К музыкальным относятся игрушки, имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, - детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, музыкальные шкатулки, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей на карточках и кассетах с магнитной лентой и т.п. Празднично-карнавальные игрушки представлены атрибутами театрализованных детских и юношеских шествий, связанных с различными историческими датами, праздниками: маски, шлемы, прошивные парички, карнавальные костюмы, флажки, надувные шары, гирлянды, ёлочные украшения.
Исторический очерк. Первоначально многие игрушки совмещали собственно игровые и магически-ритуальные функции. Так, у североамериканских индейцев мяч, одна из древнейших игрушек, был одновременно и священным предметом, олицетворявшим солнце, луну, звёзды. Древние магические представления отразились и в народном отношении к кукле: она была связана с идеей жизни (так, у чукчей кукла выступала залогом продолжения рода), но также с культом умерших, выступая в качестве вместилища души. У многих народов женщина, потерявшая ребёнка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней, как за живым ребёнком, веря, что помогает ему осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребёнка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространён в древнейшие времена и на Руси.
Наиболее ранние игрушки (3-2-е тысячелетия до нашей эры) найдены в Египте (фигурки людей из глины, дерева и ткани, изображения животных, утварь, мячи из кожи). Одним из основных типов египетской игрушки стали деревянные «веслообразные» куклы с париками из глиняных шариков. Материалы археологических исследований и письменные источники дают представление о глиняных игрушках Древнего Китая 3 века до нашей эры (домик, ручная мельница, плита, посуда). В античности игрушка становится более разнообразной: появляются подвижные куклы из терракоты, кукольная посуда и мебель, погремушки, волчки, свистульки, фигурки из кости, олова, янтаря, дерева. В Древней Греции игрушки считали важным средством воспитания; здесь было широко развито её ремесленное производство. Большую популярность приобрёл игрушечный конь (без всадника и с всадником, запряжённый в тележку или в колесницу); широкое распространение получили мячи, волчки и серсо, способствовавшие физическому развитию, а также куклы-марионетки. На территории Восточной Европы первые игрушки, найденные археологами, относятся к эпохе бронзы. Известны скифские игрушки: всадники и повозки из глины (2 век до нашей эры). На территории России и Украины древнейшие игрушки относятся ко 2-му тысячелетию до нашей эры (фатьяновская культура). Погремушки и глиняные фигурки обнаружены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6-8 века нашей эры). Глиняные фигурки людей, коней, птиц, разнообразные свистульки найдены в Новгороде, Киеве, Твери, Москве, Рязани, Радонеже.
В средневековой Европе производством игрушки занимались столяры Лиможа (Франция), резчики по дереву в Рудных горах и ремесленники Нюрнберга (Германия). В военном воспитании мальчиков использовалась рыцарская игрушка (кони в рост детей, рыцарское вооружение). Куклы постепенно приобретали всё более светский характер, их одежда начала отличаться роскошью. В 12-13 веках появляются куклы, напоминающие современные. Игрушки для детей знати делали мастера высокой квалификации из ценных пород дерева и других дорогих материалов. Игрушки для детей из низших слоёв общества практически не сохранялись; по всей вероятности, это были игрушки-самоделки. В эпоху Возрождения изготовлялись куклы-манекены, демонстрирующие новые направления в одежде и причёсках, настольные игры, театральные и спортивные игрушки. В 17 веке во многих странах Западной Европы (особенно в Голландии, Англии, Германии) изготовлялись кукольные дома с полной обстановкой; они выполнялись из драгоценных материалов (серебро, фарфор, слоновая кость) и служили для украшения интерьера.
В 18-19 веках складываются центры игрушечного производства Германии (Зоннеберг, Нюрнберг, Зайффен, Берхтесгаден) и Франции (Лимож, Страсбург). Промышленное производство игрушки началось в Германии в 19 веке. В 1880 году в Нюрнберге впервые в изготовлении игрушки была применена штамповка, что дало возможность увеличить производство игрушек. В конце 19 - начале 20 века был налажен выпуск технической игрушки - моделей различных транспортных средств. Широко применялись и строительные наборы, идея создания которых принадлежала немецкому педагогу Ф. Фребелю. В 1901 в Великобритании появился первый металлический конструктор. Среди оптических игрушек был популярен так называемый волшебный фонарь. Современное производство игрушек представляет собой развитую отрасль промышленности. Значительное место здесь занимает техническая игрушка, большая часть которой электрифицирована и компьютеризирована; в конце 20 - начале 21 века широкое развитие получили всевозможные электронные игрушки. В последнее время большой популярностью пользуется и авторская уникальная кукла.
Игрушка - неотъемлемая часть народного искусства. В России существуют многочисленные народные промыслы по изготовлению игрушек; наибольшей известностью пользуются богородская (Московская область), семёновская, полхмайданская и городецкая (Нижегородская область) деревянная игрушка; дымковская (Кировская область), абашевская (Пензенская область), филимоновская (Тульская область), каргопольская (Архангельская область) глиняная игрушка. К народным игрушкам примыкает игрушка самодеятельная, которая, однако, в отличие от народной, не обладает устойчивостью форм и образов, не ориентируется на традицию и не является произведением коллективного творчества.
Музей игрушки основан в 1918 году в Москве Н. Д. Бартрамом (с 1931 - в Загорске, ныне Художественно-педагогический музей игрушки РАО в Сергиевом Посаде).
Лит.: Игрушка, ее история и значение. Сб. ст. / Под редакцией Н. Д. Бартрама. М., 1912; Бартрам Н. Д. От игрушки к детскому театру. Л., 1925; он же. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979; Церетелли Н. М. Русская крестьянская игрушка. М., 1933; Тарановская Н. В. Русская народная игрушка. Л., 1964; Culff R. The world of toys. Feltham, 1969; Geist Н. F. Spielzeug. Мünch., 1971; Fraser А. А history of toys. L., 1972; Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973; Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975; она же. Дымковская игрушка. Л., 1988; она же. Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея. СПб., 2002; Можаева Е. М. Русские игрушечные кони. М., 1976; Fawdry К., Fawdry М. Pollock’s history of English dolls and toys. L., 1979; Дайн Г. Л. Русская игрушка: Из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР, г. Загорск. М., 1987; О’Brien R. The story of American toys. N. Y., 1990; Bachmann М., Hausmann С. Das großе Puppenbuch. Lpz., 1991; Русская матрешка. М., 1995; Wagner В. G. Spielzeug aus dem Erzgebirge. Мünch., 1998; Юрина Н. Г. Куклы. М., 2002; Куклы мира. М., 2003; Ertl R., Hibberd R. The art of the Russian matryoshka. Boulder, 2003; Augustyn F. J., Jr. Dictionary of toys and games in American popular culture. N. Y., 2004; Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. М., 2004; Греков А. У. Искусство западноевропейской игрушки. Сергиев Посад, 2006.
А. У. Греков.