Иверская икона Божией Матери

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, один из широко почитаемых на Руси образов Божией Матери.

Чудотворный образ Иверской иконы Божией Матери находится в особом храме Панагии Портаитиссы (2-я половина 12 века) Иверского монастыря на Афоне; размер 137х87 см. Иконографически относится к типу Одигитрии. Из раны на ланите Богоматери, нанесённой иконоборцами, истекает кровь. По монастырскому преданию, возникшему не ранее 13 века, икона принадлежала благочестивой вдове, жившей близ Никеи; во время иконоборческих гонений она, устрашась угроз посланников императора-иконоборца Феофила (829-842), отпустила икону в море, и та через 2 столетия явилась в огненном столпе у Иверского монастыря. Старец монастыря Гавриил получил от Божией Матери повеление пройти по водам и взять Её икону. Встреченная на берегу с молебном, она сама выбрала место над вратами для защиты обители (почему и получила название «Портаитисса» - «Вратарница»). Чудотворная икона находится под поздней записью и сплошным окладом, оставляющим открытыми только лики. Поэтому дата написания иконы устанавливается предположительно (11-12 века). После падения Византии (1453) возникла легенда о принадлежности Иверской иконы кисти святого евангелиста Луки.

Реклама

На Руси уже в 16 веке были известны два других варианта сказания об Иверском образе. Согласно первому, икона принадлежала купеческому сыну из Трапезунда, который, опасаясь жадных родственников, пустил икону в море, а потом обрёл её на Афоне, приняв постриг в Иверском монастыре. По второму сказанию, изложенному преподобным Максимом Греком, икона перешла на Святую гору из города Фазис, перед тем, как тот потонул «за людское согрешение». При патриархе Никоне в книге «Рай мысленный» (1658) был представлен первоначальный монастырский вариант.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Богоматери «Портаитисса» («Вратарница»). Работа неизвестного критского мастера конца 17 века. Исторический музей (Москва).

В 1648 и 1655 годах в Москву были доставлены два списка Иверской иконы. Первый был передан сначала в Кремль, а затем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря, второй - в основанный патриархом Никоном Иверский монастырь на озере Валдай. Список, ныне находящийся в Новодевичьем монастыре, исполнен афонским монахом Ямвлихом (Романовым) в традициях критской школы иконописи. На полях, как и на окладе чудотворной Портаитиссы, изображены 12 апостолов, надписи исполнены на греческом языке. Такой же облик имел и список из Валдайского монастыря (утрачен в 1927). Вероятно, в это же время для царевны Софьи Алексеевны был выполнен список с широкими полями, покрытыми изображениями чудес от Иверской иконы (сейчас находится в надгробном иконостасе царевны в Новодевичьем монастыре). Исключительным почитанием пользовался ещё один список иконы, исполненный в Москве и находившийся в часовне у Воскресенских ворот Китай-города. Его судьба после уничтожения часовни (1929) неизвестна. В 1995 году Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Новый список с иконы был выполнен для часовни иеромонахом афонского Ксенофонтова монастыря Лукой по заказу патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В Иверском Валдайском монастыре ныне почитается список середины 19 века, украшенный в 2004 серебряным позолоченным окладом с 5000 драгоценных и полудрагоценных камней (Златоустовские патриаршие мастерские, А. и Н. Лохтачёвы). Празднование Иверской иконе «Портаитиссы» на Афоне совершается во второй день Светлой седмицы, московским спискам иконы - 12(25) февраля, принесению Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 - 13(26) октября.

Лит.: Сергий [Спасский]. Иверская святая чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879; Сказание об иконе Богоматери Иверской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI вв.). Ч. 2; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки Богоматери Портаитиссы и проблема подобия в иконописи // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Chryssochoidis К. The Portaitissa Icon at the Iveron monastery and the cult of the Virgin on Mount Athos // Images of the Mother of God: preceptions of the Theotokos in Byzantium / Ed by М. Vassiliki. Aldershot, 2005.

И. Л. Бусева-Давыдова.