Баал-Шем-Тов
БААЛ-ШЕМ-ТОВ (Исраэль бен Элизер) (около 1700, Речь Посполита - 1760, Меджибож, ныне Летичевского района Хмельницкой области, Украина), основоположник хасидизма в Восточной Европе. Родился в бедной еврейской семье и рано осиротел; в 18 лет женился, но быстро овдовел и отправился странствовать по Восточной Галиции. Женившись вторично, поселился в Карпатах. Около 1730 года Баал-Шем-Тов приехал в Тлусте (современный посёлок Толстое, Тернопольская область), где приобрёл славу целителя и чудотворца (баал-шема), исцеляющего физические и духовные болезни. В начале 1740-х годов переехал в Меджибож, где вокруг него собралась группа учеников и откуда он совершал поездки по Подолии и Восточной Галиции, продолжая заниматься целительством.
Баал-Шем-Тов не оставил после себя никаких рукописных трудов, запрещал своим ученикам вести записи его бесед. Только спустя 20 лет после смерти Баал-Шем-Товы вышла книга его ученика Якова Иосефа. В ней собраны изречения учителя и отрывки из его бесед, которые содержат кроме его собственных идей, изложенных, как правило, в форме афоризмов и притч, извлечения из этических и каббалистических сочинений (лурианского толка). Основополагающим аспектом в учении Баал-Шем-Товы является представление о личности цадика: он не аскет, отрёкшийся от мира, а посредник между Богом и человеком, духовный наставник, который должен научить человека служить Богу мыслями и делами. Причём служение должно заключаться не в каких-либо особенных подвигах, а в повседневных делах - так называемое «служение Богу в материальном мире», потому что Божие присутствие проявляется во всём и везде. Баал-Шем-Тов считал, что человеку необходимы любовь к Богу и Торе, осуждал чрезмерное увлечение как постами и самобичеванием, так и мистическим экстазом. Посредничество цадика между Богом и людьми распространяется и на грешников, так как цадик обязан помогать им обратиться к добру и освободиться от пороков. Для выполнения своего предназначения цадик должен периодически впадать в состояние «двекут», то есть находиться в общении с высшей сферой Божественного милосердия. Основной путь достижения этого состояния - молитва. Особенно усердная молитва способна вызвать состояние «алият нешама» - взлёт души.