Бaccанo

БАССАНО (Bassano; настоящая фамилия да Понте, da Ponte), семья итальянских живописцев, представителей венецианской школы. Наиболее значительный - Якопо Бассано (около 1517-18, Бассано - 13.2.1592, там же), жил в основном в родном городе, часто посещая Венецию. Учился у отца, живописца Франческо Бассано Старшего (около 1475-1539 годов); позднее испытал влияние Пармиджанино, Л. Лотто и Тициана. Характерные черты маньеризма соединялись в его зрелых картинах («Самсон и филистимляне», около 1539 года, Картинная галерея, Дрезден; «Путь на Голгофу», около 1545 года, Национальная галерея, Лондон; «Отдых на пути в Египет», около 1547 года, Пинакотека Амброзиана, Милан; и др.) с острым вниманием к натуре, передаваемой с остродраматическими красочными и светотеневыми эффектами. Подобно другим венецианским мастерам, часто придавал религиозным сценам подчёркнуто жанровый облик («Поклонение пастухов», 1568 год, Городской музей, Бассано; «Возвращение Иакова из земли Ханаанской», около 1573-74 годов, Дворец дожей, Венеция; и др.). Писал также портреты и фрески (в «Капелле чёток» приходские церкви в Картильяно, 1575 год).

Из его сыновей самыми талантливыми были Франческо Бассано Младший (около 1549, Бассано - 3.7.1592, Венеция) и Леандро Бассано (1557, Бассано - 15.4.1622, Венеция). Они развивали основную линию творчества отца, создавая нередко уже всецело светские бытовые картины (в том числе серии «Времён года» и «Месяцев», 1580-90-е годы), и обогатили унаследованную от него манеру яркими колористическими находками. Леандро в конце 16 - начале 17 веков написал целый ряд больших религиозных и исторических панно для Дворца дожей в Венеции.

Лит.: Arslan Е. I Bassano. Mil., 1960. Vol. 1-2; Лазарев В. Н. Я. Бассано // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Смирнова И. А. Я. Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. М., 1976.

М. Н. Соколов.