Бакунин Михаил Александрович
БАКУНИН Михаил Александрович [18(30). 5.1814, село Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 1.7.1876, Берн, Швейцария], российский философ, публицист, деятель революционного движения, один из идеологов анархизма и народничества. Из рода Бакуниных. Учился в Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге (1828-34), служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях. С 1835 года в отставке, поселился в Москве. Член кружка И. В. Станкевича; изучал труды И. Канта, И. Фихте, с 1837 года Г. Гегеля, пропагандировал его идеи. Был деятельным участником философской и литературной полемики 1830-х годов. В 1840 году выехал в Германию, слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. В 1842 году вошёл в кружок левых гегельянцев, переехал в Дрезден, где опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой впервые провозгласил необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя». В 1843 году в Швейцарии познакомился с В. Вейтлингом и его теорией. В 1844 году российское правительство, узнав о связях Бакунина с радикалами, предписало ему вернуться в Россию; после его отказа решением Сената Бакунин заочно приговорён к ссылке в Сибирь. Поселился в Париже, сблизился с П. Прудоном, П. Леру, Э. Кабе, познакомился с известными европейскими радикалами и установил контакты с польскими эмигрантами, с помощью которых надеялся устроить революционные выступления в России. В конце 1847 года по требованию российского правительства выслан из Франции.
Реклама
С середины 1840-х годов последовательно выступал за революционное разрешение славянского вопроса, создание федерации славянских народов. В 1848 году участвовал в работе Славянского съезда в Праге (смотри Славянские съезды). Один из руководителей Парижского восстания 1848 года и восстания в Дрездене 1849 года (смотри Революция 1848-49 в Германии); арестован, приговорён к смертной казни, после замены приговора пожизненным заключением передан австрийским властям, в 1851 году передан ими российским властям. Содержался в Петропавловской крепости, где по требованию императора Николая 1 написал «Исповедь» (должна была свидетельствовать о раскаянии Бакунина), в которой рассказал о своём участии в революционных событиях в Европе. В 1854 году переведён в Шлиссельбургскую крепость; в 1857 году повелением императора Александра II сослан на поселение в Сибирь, жил в Томске, с 1859 года в Иркутске, установил нелегальную переписку с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. В 1861 году бежал через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в газете «Колокол», установил связи с обществом «Земля и воля» 1860-х годов. Активно поддержал Польское восстание 1863-64, участвовал в неудачной попытке экспедиции на пароходе для помощи повстанцам. В 1864 году вступил в Интернационал 1-й (далее И.). В 1864-67 годах жил в Италии, затем - в Швейцарии.
В середине 1860-х годов окончательно оформилась концепция анархизма Бакунина. Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов); рассматривал будущее общество как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей. В 1864-65 годах создал тайное общество «Интернациональное братство», в 1868 году - анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (вошла в состав И.). В 1869 году Бакунин вместе с С. Г. Нечаевым и Н. П. Огарёвым организовал доставку в Россию агитационных брошюр; в 1870 году разошёлся с С. Г. Нечаевым в вопросе о методах революционной борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера» (Бакунин считал недопустимыми мистификации и организацию провокаций). В 1870 году пытался поднять вооруженное восстание в Лионе, в 1874 году участвовал в выступлении анархистов в Болонье. Растущее влияние Бакунина и его сторонников в И. вызвало резкое противодействие со стороны К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1872 году Бакунин исключён из И. как основатель «Альянса» и за личный проступок (не осуществил перевод «Капитала» Маркса, истратил полученный за него аванс). В ответ написал книгу «Государственность и анархия» (1873), в которой подверг критике модель «государственного социализма» (сохранение государства и его аппарата принуждения); раздел «Прибавление А» стал одним из программных документов российского радикального движения 1870-х годов, в том числе организации «Земля и воля» 1870-х годов. Считая русского крестьянина «прирождённым социалистом», а общинное землевладение - основой будущего социалистического устройства, Бакунин полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню». Под влиянием Бакунина оформилось «бунтарское» направление в народничестве, оно выразилось в «летучей пропаганде» в российской деревне — в одном из направлений движения «хождения в народ». Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети 19 века, российских анархических организаций 1900-20-х и 1980-90-х годов, а также в выступлениях европейских радикалов в 1968 году и современном движении антиглобалистов.
Соч.: Поли. собр. соч. СПб., 1907. Т. 1-2; Собр. соч. и писем. М., 1934-1935. Т. 1-4; Избр. философские сочинения и письма. М., 1987; Философия. Социология. Политика. М., 1989; Анархия и Порядок. М., 2000.
Лит.: Корнилов А.А. Молодые годы М. Бакунина. М., 1915; он же. Годы странствий М. Бакунина. Л.; М., 1925; Стеклов Ю.М. М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность. М.; Л., 1926-1927. Т. 1-4; Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970; она же. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990; Графский В.Г. Бакунин. М., 1985; Должиков В. А. М. А. Бакунин и Сибирь (1857-1861). Новосиб., 1993; Борисенок Ю.А. М. Бакунин и «польская интрига»: 1840-е годы М., 2001.