Балаган

БалаганБАЛАГАН (от персидского «балахане» - балкон), временное здание для театральных, цирковых и других представлений на ярмарках и народных гуляньях, а также само представление. Балаганы существовали в России с середины 18 до начала 20 века, предназначались для показа разнообразных зрелищ - от диковинок («рыба-человек» и тому подобное) и шарлатанских трюков до масштабных феерий и балетов, выступлений хоров и оркестров. В балаганах ставились также пантомимы с участием фольклорных персонажей, народной комедии, разыгрывались представления на библейские сюжеты, короткие комические бытовые сценки (игрища), выступали петрушечники, зазывалы и раёшники. Особую популярность снискали трюковые арлекинады (самые известные устроители - француз Леман и его ученики братья Легат и В. К. Берг), а также фарсы и эффектные изображения батальных сцен. Сложная машинерия крупных балаганов оказала влияние на постановочную технику государственных театров. Наиболее известные держатели балаганов 2-й половины 19 века - В. Н. Егарев, объединивший пантомимы-арлекинады с цирковыми номерами; В. М. Малафеев, открывший народный театр, где ставились литературные пьесы, инсценировки сказок и былин. Крупнейшие балаганные театры — «Развлечение и польза» (открыт в Санкт-Петербурге в 1880 году А. Я. Алексеевым-Яковлевым) и «Скоморох» М. В. Лентовского (Москва, 1881)- ставили также произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, А. К. Толстого и Л. Н. Толстого.

Лит.: Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 2000 года. М., 2004; Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX век 3-е изд. СПб., 2004.

Е. Р. Губайдуллина.