Бальдунг
БАЛЬДУНГ (Baidung) (прозвище Грин, Grien - «Зелёный») Ханс [1484 или 1485, Швебиш-Гмюнд (?), Вюртемберг - 1545, Страсбург (ныне Страсбур, Франция)], немецкий живописец и график. Происходил из знатной страсбургской семьи. С 1502 (1503?) года работал в мастерской А. Дюрера в Нюрнберге. С 1509 года обосновался в Страсбурге. Его алтарные образы - «Поклонение волхвов» (около 1507-08 годов, Государственный музей, Берлин), «Святой Себастьян» (1507 год, Германский национальный музей, Нюрнберг), «Отдых на пути в Египет» (около 1512-16 годов, там же, и Галерея Академии Художеств, Вена) - свидетельствуют о влиянии Дюрера и Л. Кранаха Старшего. Они композиционно уравновешены и полны гармоничного жизнелюбия, сочетают черты идеализации с острым чувством характерной детали. В 1512-16-е годы Бальдунг работал во Фрайбурге-им-Брайсгау над алтарным полиптихом в городском соборе - своим самым грандиозным произведением. Позднее в творчестве Бальдунга нарастают черты маньеризма («Богоматерь с младенцем», 1539-40 годы, Государственный музей, Берлин).
В поздний период писал также картины на античные сюжеты («Геракл и Антей», Государственные художественные собрания, Кассель, и др.). Ренессансный гуманизм и рационализм сочетаются у Бальдунга с мистицизмом, отразившим оккультно-магические увлечения Возрождения, особенно в картинах на демонологические сюжеты, живописующих мир грозных природных стихий («Две ведьмы, колдующие о погоде», 1523 год, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; гравюры на дереве «Дикие лошади», 1534 год, «Околдованный конюх», 1544 год, и др.), а также в аллегориях бренности (картины и рисунки преимущественно 1510-х годов), варьирующих контраст образа Смерти и обнажённого женского тела.
Лит.: Либман М. Я. Г. Бальдунг по прозвищу Грин // Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972; Mende М. H. Baidung Grien: Das graphische Werk. Unterschneidheim, 1978; Osten G. von der. H. Baidung Grien: Gemälde und Dokumente. B., 1983.
M. H. Соколов.