Бар Герман

БАР (Bahr) Герман (19.7.1863, Линц - 15.1.1934, Мюнхен), австрийский писатель, драматург, эссеист и критик, теоретик искусства. Изучал классическую филологию, право и экономику в университетах Германии и Австрии. Работал журналистом, театральным режиссёром. Возглавлял объединение австрийских писателей и журналистов «Молодая Вена». С 1922 года жил в Мюнхене. Бар дал теоретическое обоснование модернизма и экспрессионизма [«Конец века» («Fin de siècle», 1891), «Преодоление натурализма» («Die Überwindung des Naturalismus», 1891), «Экспрессионизм» («Expressionismus», 1914) и др.]; ввёл в обиход понятие «модерн» [«К критике модерна» («Zur Kritik der Moderne», 1890) и др.]. Автор новелл, романов [«Театр» («Theater», 1897, русский перевод 1914), «О, человек» («О, Mensch», 1910) и др.], пьес [«Звезда» («Der Star», 1899, русский перевод 1903), «Жозефина» («Josephine», 1899, русский перевод 1911), «Апостол» («Apostel», 1901, русский перевод 1903) и др.]. Комедия «Концерт» («Das Konzert», 1909, русский перевод 1910) несколько раз экранизировалась и сохраняется в театральном репертуаре. В творчестве Бара, отразившем влияние Ф. Ницше и А. Стриндберга, проповедь индивидуализма сочетается с мастерским изображением внутреннего мира и психологии героев; язык его произведений, насыщенный словесной игрой и каламбурами, виртуозен и ироничен.

Лит.: Meier М. Prometheus und Pandora. «Persönlicher Mythos» als Schlüssel zum Werk von Н. Bahr (1863-1934). Würzburg, 1997.

Л. А. Полётова.