Барабинцы
БАРАБИНЦЫ (барабинские татары, тюрки Барабы, самоназвание - бараба, барама), тюркский народ (или группа в составе татар сибирских) в России. Живут в центральном Обско-Иртышском междуречье (Барабинская низменность), в Барабинском, Венгеровском, Усть-Таркском, Чановском, Куйбышевском, Каргатском, Убинском, Кыштовском, Северном районах Новосибирской области. Численность по переписи 1926 года - 7,5 тысяч человек, в последующих переписях не учитывались. Выделяются барабинско-турашская, теренинско-чойская и любейско-тунусская группы. Говорят на барабинском диалекте сибирско-татарского языка (занимает обособленное положение среди северо-западных тюркских языков, сближаясь с северо-восточными тюркскими языками). Младшие поколения говорят в основном на русском языке. Преобладает уральская раса (по другим классификациям - обь-иртышский вариант западносибирской расы). Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Реклама
Барабинцы сформировались на основе субстрата - носителей уральских языков - и переселявшихся с юга, начиная с 8 века (падение Тюркского каганата), тюркских, южно-самодийских, енисейских и, вероятно, монгольских элементов. С первым компонентом связаны элементы северной рыболовческо-охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долблёнки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных постройках-«амбарчиках», приёмы орнаментации бересты и др.); со вторым – южно-сибирской охотничье-коневодческой культуры (развитие металлургии железа, волокуши и др.). На юге, в степной зоне, известно разведение мелкого рогатого скота; скотоводство в лесостепи и степи дополняется земледелием. Завершение формирования барабинцев относится к концу 17 - началу 18 века. В отличие от большинства тюркоязычных народов Западной Сибири, барабинцы до 18 века практиковали шаманизм. Ныне сохраняются родственные объединения-тугумы, традиционные типы лыж, лодок, промысловая обувь (царык, чарых, сапогиитек), женский костюм: платье (килек, кульмек), бархатная или шёлковая безрукавка (камсул, камсол), жакет (бешмет, пишмет), накосные звенящие подвески (чулпа, цолпу) и др.
В традиционной устной культуре важное место занимают лирические и семейные обрядовые песни (ер); различаются долгие песни (озын ер), короткие (кыска ер), свадебные (той ер) и др. Значительное место принадлежит жанрам, связанным с мусульманской обрядностью: напевному чтению Корана, молитвам (азан). В эпических сказаниях-дастанах («Кузы Курпе», «Буз Егет» и др.) речь чередуется с пением. Популярны баиты — повествования о драматических событиях жизни. Наиболее популярный фольклорный сюжет - борьба татарских богатырей против «белого» (русского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников; рассказы о лесной хозяйке-бичен. Из музыкальных инструментов наиболее распространены бубен (тюнгур), заимствованные гармоника и баян, изредка встречаются металлический варган (конгуз), смычковый инструмент (кычак), продольная флейта (курай), цитра (ятаган).
Лит.: Dioszegi V. Pre-Islamic shamanism of the Baraba Turks and some ethnogenetic conclusions // Shamanism in Siberia. Bdpst, 1978; Дмитриева Л. В. Язык барабинских татар. Л., 1981; Ахметова Ф. В., Монасыпов Ш. К. К вопросу о музыкальных инструментах сибирских татар // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, 1987; Селезнев А. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосиб., 1994.
А. Г. Селезнёв; В. В. Мазепус (музыка).